С конца XIX века по настоящее время почти в 100 странах создано свыше 2000 национальных парков, причем скорость их организации с каждым десятилетием растет.
Эти определения не были ни достаточно точны, ни эффективны. Безудержный рост числа национальных и иных парков в странах мира следовал положениям национального законодательства, часто весьма далеко от формулировок конвенции. Последующие шаги по унификации и уточнению понятия «национальный парк» предпринял Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1969 году, расширив толкование и прибавив в качестве важных свойств национального парка следующие:
• размер (относительно большая территория);
• нетронутость природы;
• допуск посетителей для вдохновения, образования и отдыха как цель — главный признак.
Это имело важное значение для мировой природоохранительной практики. Появилась возможность установить место национальных парков в системе охраняемых территорий разных стран, развивать статистику и учет, проводить оценку роли парков в сохранении природы крупных географических и биологических подразделений планеты, упорядочить номенклатуру и классификацию охраняемых территорий в международном масштабе.
Национальным паркам за рубежом сейчас отводится главная роль в сохранении природы в широком понимании. Вот как характеризовал ее задачи еще в 1982 году председатель комиссии по национальным паркам МСОП Кентон Миллер.
В большинстве зарубежных стран национальные парки чаще всего возглавляют систему охраняемых территорий. В отечественной литературе их часто называют заповедниками, имея в виду ту роль национальных парков, которую они играют в сохранении эталонных систем.
За почти полуторавековой период развития национальные парки прошли путь от «площадок для удовольствия и вдохновения» до полноценных заповедно-эталонных территорий с добавочными ресурсоохранными, музейными и средообразующими функциями. Природоохранная концепция и стратегия защиты природы привели к необходимости использования существующей разветвленной сети национальных парков как особо охраняемых территорий. Считать национальные парки хранилищем уникального, типичного и исчезающего в природе — таков сейчас наиболее признаваемый и предпочитаемый принцип отношения научной общественности к роли парков в охране природы своих стран. Этот принцип поддерживается и международными организациями. Однако национальным паркам многофункциональность присуща в гораздо большей степени, чем другим типам охраняемых природных территорий. В то же время национальные парки не должны обеспечивать удовлетворение всех рекреационных потребностей населения. Здесь не допустимы массовые зрелища, спортивные состязания, толпы экскурсантов. Отдых в национальном парке — это отдых в природном окружении. Яркими примерами национальных парков в России являются Лосиный остров (Москва), Самарская лука, Сочинский, Владикавказский.
В типовом положении о государственном природном национальном парке говорится о четырех режимах пользования:
• территория заповедного режима, на которой запрещается любая рекреационная и хозяйственная деятельность;
• территория регулируемого рекреационного использования (осмотр достопримечательностей);
• территория обслуживания посетителей (их размещение, бытовое и культурное обслуживание);
• территория хозяйственного использования.
Внутри этих функциональных зон может быть дополнительная дифференциация территории, учитывающая варианты внутрихозяйственного устройства.
МСОП предложил схему функционального зонирования, опираясь на опыт США и Канады:
• зона строгой охраны, в которой запрещено не только рекреационное и хозяйственное использование, но и вмешательство в ход природных процессов;
• зона «управляемой охраны», где рекреационная деятельность ограничивается так, как этого требуют цели управления;
• зона «нетронутых территорий», где ставится цель сохранения природы в первозданном виде при условии развития рассредоточенного безмоторного туризма; запрет хозяйственной деятельности делает исключение для некоторых форм рекреационного строительства, необходимого для обслуживания туристов и контроля за ними (укрытия, посты наблюдательной службы, простые кэмпинги, оформление туристских троп);
• туристско-административная зона, в которой размещаются центры обслуживания, учреждения отдыха и учебнопознавательные экскурсии.
Возможно выделение специальных исторических или археологических зон; могут быть различные комбинации зон в разных сочетаниях, в которых преобладают «нетронутые территории». Эта зона несет на себе основную нагрузку совместного существования туризма и охраны природы и представляет собственно национальный парк как по смыслу, так и по отведенному месту.
Обычно «нетронутые территории» превышают половину площади национального парка, а туристско-административные зоны составляют 1,5-10,0% общей площади парка.
Единой модели структуры национального парка не существует и быть не может. Расположение зон относительно друг друга, их величина и конфигурация зависят от многих факторов: характера объектов природы, нуждающихся в особой защите; степени антропогенного изменения природы; сложившейся дорожной сети; близости или удаленности источников спроса.
Зонирование территории парка может быть моноцентрическим с одним охраняемым ядром и концентрически сменяющими друг друга зонами буферной защиты и рекреации. При антропогенном нарушении территории и проникновении внутрь нее транспортных магистралей рисунок зонирования полицентрический с несколькими ядрами охраны. Может быть и свободное, мозаичное зонирование, контуры зон в котором разорваны. Такая планировка обычно оправдана в хозяйственно освоенных районах, где мозаика зон следует пятнистым очертаниям структуры угодий.
Размещение зон особой охраны подчиняется единственному признаку — естественному распространению участков и объектов природы, заслуживающих особой охраны. Их положение в пространстве дает начало очертанию всей схемы зонирования.
Обычно в национальном парке выделяют следующие типы дорог:
— главные подъездные,
— периферийные распределительные,
— подъездные рекреационные,
— хозяйственные.
Важным искусственным барьером на пути нежелательного посещения парка служит тщательно продуманная сеть дорог и их отсутствие в охраняемых территориях. Американские национальные парки, столкнувшись с проблемой «автомобилизированного» освоения отдыхающими всей снабженной дорогами территории, вынуждены были поставить административный заслон личным автомобилям.
Средняя нагрузка в национальных парках, как показывает опыт США, колеблется в довольно больших пределах: от 25 до 740 чел.-дней/тыс. га (с ночлегом). Эти числа дают представление не о численности отдыхающих, а о совокупном времени, затраченном всеми отдыхающими. Например, 22 тыс. чел.-дней можно истолковать так: или 22 тыс. человек провели в парке одну ночь, или 11 тыс. человек — две ночи.
Существуют методы расчета потребности в рекреационных территориях, согласно которым размер потребности ставится в зависимость от расчетной численности населения. Она — главный оперативный показатель, получающийся путем вычета из числа городских жителей доли неотдыхающего населения — отдыхающих в городе, детей до 1 года, работников культурно-бытового обслуживания и тех, кто выезжает на курорты.
Участие населения в продолжительном загородном отдыхе в усредненных цифрах дает следующий ряд предпочтений мест отдыха (в порядке убывания):
— лагерь отдыха для детей,
— база отдыха для семей и одиноких взрослых,
— детские сады и ясли-дачи,
— дома отдыха и пансионаты,
— индивидуальные дачи.
Основываясь на этой статистике, можно считать, что в городе с миллионным населением отдых в национальном парке может заинтересовать примерно 50 тысяч отпускников; если же такой парк расположен вблизи города, то сюда прибавится еще столько же «кратковременных» (одно- и двухдневных) туристов.
Be the first to comment on "Национальные парки в ландшафтной архитектуре"