Конструкторы Страны Победившего Пролетариата в 1920-е и 30-е годы вдохновлялись самыми странными идеями. Например, зачем вооружать подводную лодку дальнего действия, «подводный крейсер» самолетом-разведчиком, если гораздо труднее, дороже и оригинальнее поднять ее в небо? Советские конструкторы предложили два варианта.
Курсант военно-морского инженерного училища Б.П. Ушаков в середине 30-х годов разработал проект летающей подводной лодки (ЛПЛ). Он предусмотрел каркас из стали и обшивку из 6-мм дюраля, три двигателя мощностью по 1200 Л.с. для полета и электродвигатель для подводного хода (10 л.с.), который должен был обеспечить скорость подводного хода в 2-3 узла (3,7-5,5 км/час).
Не исключено, что такой монстр мог бы взлетать и садиться, и даже опускаться под воду. Но его тактические характеристики были бы «нулевыми». Непонятно, с какого «потолка» конструктор взял такие характеристики подводного хода для мотора мощностью 10 «лошадей». Немецкая сверхмалая лодка «Hecht» (Щука), диаметр обтекаемого корпуса которой был всего лишь 0,96 м, при массе 11,8 тонн и мощности электродвигателя 13 л.с. с трудом развивала под водой в течение 45 минут полный ход 6 узлов! Крейсерская ее скорость была 3 узла. А тут самолет с крыльями размахом в 14 метров (плюс корпус диаметром 140 см, плюс сверху рубка, а снизу два огромных поплавка), массой свыше 15 тонн! Да он вообще стоял бы на месте в подводном положении вследствие огромного лобового сопротивления воды.
Остехбюро предложило более простую и эффективную идею: большой самолет загружать маленькой подводной лодкой (сверхмалой подводной лодкой — СМПЛ). По просьбе руководства Остехбюро, конструктор Туполев свою новую шестимоторную летающую лодку МК-l сделал двухкорпусной — чтобы под центроплан между корпусами можно было подвесить СМПЛ. Обнаружив с воздуха цель, «воздушный лодконосец» МК-l должен был приводниться впереди по ее курсу, подводная лодка отцеплялась и в подводном положении производила торпедную атаку. Радиоуправляемый вариант СМПЛ-брандера после спуска на воду наводился на цель с борта взлетевшего самолета. Построили два Аэро-Подводных Самодвижущихся Снаряда (АПСС). Длина АПСС 10 метров, экипаж 1 человек, подводная скорость 8 км/час, автономность 5 часов, вооружался одной торпедой. Испытаний системы не проводили, хотя самолет летал несколько лет и вполне мог носить АПСС.
В довершение обзора надводно-подводных причуд вспомним американца Дональда Рейда (DonaldReid). Он в 1964 году построил самолет «Commander-2», или RFS (Reid\’sFlyingSubmarine), способный не только взлетать с водной поверхности и садиться на воду, но также погружаться и перемещаться под водой. Это была небольшая (длина 7 м) летающая лодка-моноплан с 65-сильным поршневым мотором, возвышавшимся на пилоне над корпусом. Она развивала скорость 100 км/час и поднималась на высоту 225 метров. В полет пилот отправлялся, надев акваланг. Перед погружением он снимал винт с поршневого мотора и закрывал его резиновым чехлом. Для подводного хода в хвосте лодочного корпуса имелся электромотор в 1 лошадиную силу. Глубина погружения аппарата составляла 3,5 метра.
Через четыре года Рейд построил двухместную летающую подводную лодку RFS-2 с турбовентиляторным двигателем! На испытаниях в августе 1968 года она пролетела около 130 километров со средней скоростью 230 км/час. В подводном положении наибольшая скорость достигла 12 км/час (6,48 узла). Однако командование американского флота отказалось финансировать дальнейшие работы в данном направлении. Рейду не удалось заинтересовать своим самолетом военных, и вскоре он прекратил дальнейшие работы в этом направлении.
Информацию для того, чтоб подготовить материал предоставил сайт Русь Изначальная, в рамках которого опубликовано много интересной информации.
Be the first to comment on "Самолеты-субмарины"