Танки-катки

Несмотря на кажущуюся непохожесть на шаротанки,
цилиндрические боевые машины на деле являются одной из их разновидностей. Надо
сказать, что среди танков-катков наблюдалось куда большее разнообразие, чем у
шарообразных аппаратов. Некоторые из них лишь немного отличались от шаротанков,
другие представляли собой типичный цилиндр. Часть авторов использовала
специальные «хвосты» для повышения продольной устойчивости.

 

Общими проблемами всех этих проектов были плохая
поворачивае-мость, чрезмерная ширина, плохая обзорность и малые сектора
обстрела. Часть аппаратов, выполненных по схеме, схожей с дициклами, проблем с
маневренностью не имела, но остальные недостатки никуда не делись.
Неудивительно, что ни один проект танка-катка ни в СССР, ни за рубежом так и не
был реализован. На этом фоне удивительно другое: по числу заявок в отдел
изобретений танки-катки совсем немного не дотягивают до моноциклов. Если
добавить к этому списку проекты, которые ввиду своей грандиозности просто не
попадают в формат данной книги, то цилиндрические боевые машины и вовсе
становятся безоговорочными лидерами.

 

Попадались среди проектов цилиндрических машин самые
различные вариации на заданную тему. Одну из них, названную «Машина ВГ-2»,
предложил в феврале 1941 года В.Г. Гусев из Ленинграда. Свое предложение
изобретатель направил напрямую к маршалу К.Е. Ворошилову:

 

«Климент Ефремович!

 

В лице Вас как большевика, организатора Красной Армии и
Флота, позвольте поздравить с 23-й годовщиной дня организации нашей родной
Красной Армии и Красного Флота и вручить Вам в этот день подарок, мое
изобретение — машину, названную мной ГГВГ-2„.

 

Приложение — эскизы по узлам и пояснительная записка.

 

Пояснительная записка

 

В содержании идеи изобретательства мною заложено стремление
усилить нашу военную технику, в частности создать некоторую новизну в
современные танки, а именно:

 

1. Устранить
прямые углы на разрывы.

 

2. Применить
машину, поражающую подножные бомбы врагов.

 

3. Оснастить
машину автоматическим огнестрельным оружием.

 

4. Сделать
машину более безопасной для водителя.

 

5. Упростить
конструкцию машины до минимума.

 

6. Применить
машину в пользовании при ремонте шоссейных дорог.

 

7. Усовершенствовать
машину в движении на ровном пути.

 

В развитии танковых основ я, возможно с некоторыми техническими
неточностями, добился:

 

По первому пункту: моя машина прямых углов не имеет, так как
ее форма — цилиндр с конусными конечностями.

 

По второму пункту: современный танк может подвергаться
поражению от подножных бомб по разрыву гусеничных цепей, в моей системе этого
не будет, так как цепь заменена броней цилиндра.

 

По третьему пункту: моя машина ориентирована на 8 пулеметов
и 6 легких орудий, в отдельности каждая из них может регулироваться одним
человеком, по желанию спуска одного выстрела или открыть беспрерывный огонь из
всех пулеметов и орудий.

 

По четвертому пункту: водитель не может подвергнуться
опасности, так как он защищен бронями цилиндра и кабины. В части наблюдения за
неприятелем водитель пользуется преломлением световых лучей, находящихся в
трубе на продолжении всего корпуса.

 

По пятому пункту: в части упрощения конструкции я не
стремился ее осложнять сложными механизмами, однако не против, если удастся еще
дополнить что-либо по улучшению боеспособности, например лучше автоматизировать
руководство выстрелами в виде нажатия кнопок, а не поворачивать маховики, как
это сделано сейчас у меня.

 

По шестому пункту: машина может быть использована как
движущая сила в транспорте, и она может быть полезна по ремонту железных дорог.

 

По седьмому пункту: сам ход машины регулируется подъемными
шпорами в любом направлении:

 

а) Машина
имеет задний и передний ход со спущенными и неспущенны-ми шпорами.

 

б) Ход по
прямой грунтовой дороге идет со шпорами и без шпор.

 

в) По
неровной дороге и местности машина может идти только с открытыми шпорами.

 

г) В гору
машина может подыматься по кривой 20—30°, необходимо иметь открытые шпоры.

 

д) Поворот
машины вправо и влево осуществляется с помощью шпор, открытых с противоположной
стороны.

 

е) Поворот
машины осуществляется с помощью шпор по принципу предыдущего пункта.

 

ж) Машина
может ходить по полотну железной дороги, на которую входит и сходит со шпорами,
при постановке на полотно рельсы шпоры закрываются во время хода.

 

з) Касаясь
скорости хода, то это будет зависеть от мощности двигателя и габаритности самой
машины.

 

и) Кроме
всего этого, машина может быть применена без человека в качестве осадного
фугаса.

 

Таковы принципы, вложенные и продуманные мною в течение
целого года.

 

Безусловно, машина должна еще в практике технически
усовершенствоваться с привлечением высококвалифицированных военных специалистов
и разобраться по существу идеи и усовершенствования к соответствующей техники
военного дела.

 

Я готов еще поработать в деталях, если предложенное мной
изобретение в основном будет Вами одобрено»\’.

Получившаяся конструкция представляла собой цилиндр с
коническими законцовками. Вдоль законцовок размещалось вооружение, ведущее
огонь по флангам. Отделение управления размещалось в отдельной кабине,
находящейся внутри цилиндра. В этой же кабине размешалась и силовая установка.
Внутреннее оборудование кабины исполняло роль противовеса, благодаря которому
она всегда оставалась в вертикальном положении. Крепилась кабина к штырю,
проходящему через ось вращения цилиндрической машины. Как уже писал автор
«ВГ-2», по краям корпуса находились штыри, которые в случае необходимости
выдвигались.

 

Дальше письма и вполне типичной для таких проектов резолюции
ответственных людей из отдела изобретений ГАБТУ КА дело не продвинулось.
Подобные конструкции не являлись редкостью, да и особым совершенством
предложение Гусева не отличалось. Идея носила концептуальный характер, а к
подобным предложениям серьезно не относились.

 

Спустя месяц в Наркомат Обороны поступил еще один проект
цилиндрической боевой машины. Аппарат, нехитро названный «Танк нового типа», 12
марта 1941 года прислал Ф.В. Пшеничный со станции Куп-Узловая Северо-Донецкой
железной дороги (ныне поселок Ку-пянский-Узловой, Харьковская область Украины):

«Я сейчас занимаюсь рядом рационализаторских и
изобретательских предложений, о чем и хочу сказать в своем письме.

 

Учитывая современные бои и фронтовые обстановки и условия,
все это, взятое вместе, требует особой механизации и особых машин, а поэтому я
и разработал такую машину, которая не уступит любому типу современного танка и
бронемашине, все эти качества дают возможность участвовать частям, особенно
наступающим, быть на самых передовых линиях огня с наименьшим поражением боевых
машин, а также могут быть использованы в коммуникациях для подброски
боеприпасов на передовые линии огня.

 

Эти машины могут применяться как самодействующие, так и с
прицепом.

 

Остановлюсь на кратком описании конструкции нового танка.

 

Танк имеет форму цилиндра, а корпус машины может быть
изготовлен как из литой стали, так и клепаной. По поверхности корпуса идут
приварные конические шины, расположенные шахматным порядком, последние дают
увеличенную поверхность при прохождении по болотистым, песчаным, снежным
местностям, а также увеличивают непробиваемость даже при разрыве снарядов
крупного калибра.

 

Эта машина может иметь от 2-х до 3-х люков-лазов, устроенных
на шарнирах с притиркой на конус.

 

В корпусе машины от 4-х до 6-ти смотровых окон (смотровых
щелей). Если машина самодвижущаяся, то внутри имеется специальная рама,
укрепленная к боковым кулисам, кулисы укреплены к специальным пальцам, которые
проходят через центр цилиндрического корпуса.

 

На раме укреплен мотор ГГЗИС„, имеется две коробки
скоростей. Передача может быть двух видов, одна через шестерни, а другая через
червячную передачу.

 

Внутри машины можно наблюдать через осевой перископ. Рулевое
управление осуществляется посредством специального раздвижного механизма.
Поворот машины может легко производиться за счет разных диаметров специальных
разрезных колес по диаметру всего корпуса при ихраздвижении.

 

Экипаж машины составляет 2—3 человека, машина может быть
вооружена ручными пулеметами, а у машины с прицепом вместо мотора на раме
установлены обоймы для укладки боеприпасов. К направляющим шасси в зимнее время
нужно подставить специальные лыжи, и он может легко передвигаться по любому
снегу с большой скоростью.

 

Всех подробностей я не описываю, как работы и устройства.
При затребовании могу выслать подробные описания и чертежи, а также скорость и
радиус действия»\’.

 

Предлагавшийся Пшеничным аппарат представлял собой вполне
оригинальную модификацию цилиндрической боевой машины. Главной изюминкой «Танка
нового типа» были колесные тележки, крепившиеся к осям машины. Благодаря
тележкам машина Пшеничного лишалась двух основных недостатков цилиндрического
танка — проблемы с маневренностью и продольной устойчивостью.

 

На этом, впрочем, достоинства и заканчивались. Предложение
носило скорее концептуальный характер, ни установки вооружения, ни подробностей
о внутреннем устройстве автор не прорабатывал. Посему вердикт военинженера 3-го
ранга В.А. Можелева, датированный 15 марта 1941 года, был вполне логичен:

 

«Предложенная Вами схема устройства боевой бронированной
машины в виде цилиндра по идее не новая. По сравнению с машинами гусеничного

типа такого устройства машина является менее совершенной.

 

Предложенная Вами схема конструкции неприемлема по следующим
причинам:

 

1. Из машины
нельзя вести огонь и наблюдение. Единственным местом, где можно установить
вооружение и приборы, являются оси машины, что совершенно недостаточно.

 

2. Поворотливость
машины при данной конструкции механизма поворота совершенно недостаточна.

 

Кроме указанных недостатков такого рода, машина обладает
плохой проходимостью по местности вследствие малой опорной поверхности и плохой
проходимостью через вертикальные и горизонтальные препятствия»\’.

 

Спустя еще месяц в отдел изобретений пришло письмо от И.А.
Кри-вомазова, предлагавшего машину, которую он назвал просто и без затей —
«Танк-барабан»:

 

«Танк-барабан состоит из барабана А, двух пулеметных башен В
и В1, имеющих первая 4 пулемета, а вторая 3 пулемета и место для водителя,
мотора М, радиатора N, коробки скоростей О и рулевых роликов Р. Движение
танка-барабана производится следующим образом: барабан производит вращение
мотором М через коробку скоростей О и шестерни F, последние входят в зацепление
с внутренними зубчатыми венцами Е, которые приварены к барабану А. Для
возможности вращения барабана А к нему

 

приварены кольца рельсы D, с помощью которых барабан А
катится, вращаясь, по роликам К, R и F. Мотор, пулеметные башни монтированы на
раме, на которой также монтированы направляющие барабан ролики К, R и F.
Барабан А, вращаясь, катится по земле, сдвигаясь вперед. Рама сохраняет
положение благодаря тяжести мотора с коробкой и движется поступательно вперед,
неся пулеметные башни. Меняя скорости рычагом N, можно заставлять танк-барабан
двигаться с разными скоростями. Для осуществления поворотов танка предусмотрены
рулевые колеса Р и Р1, которые с помощью цилиндров R могут опускаться вниз и
приподымать один или другой конец барабана А. Следовательно, во время поворота
вправо опускается колесо Р1, а влево колесо Р, и танк при повороте лежит на
рулевом колесе и одном боку барабана А. Цилиндры работают с помощью масла,
подаваемого насосом N через руль водителя. Для рулевых колес предусмотрены
карманы, а для вентиляции предусмотрены жалюзи по бокам стенок рамы и на боках
пулеметных башен. Двери V предусмотрены в каждой из пулеметных башен. Для
переговоров между командирским танком-барабаном и остальными необходимо в
потолке пулеметной башни водителя предусмотреть люк для выпуска сигнального
маяка.

 

Вышеописанный танк-барабан обладает следующими
преимуществами:

 

1. Fie имеет
никаких наружных механизмов, как то гусениц, звездочек и так далее.

 

2. Израсходовав
запасы патронов, обычный танк становится безобидным. Танк-барабан продолжает
быть боеспособным потому, что он может давить живую силу врагов — кавалерию,
пехоту.

 

3. Новизна и
его форма (вращающийся барабан) будет производить устрашающее действие на
врагов.

 

Для срочного изготовления опытного танка-барабана можно
использовать колесный трактор СТЗ, сделав небольшие переделки по уменьшению
передаточного числа коробки скоростей и так далее, что значительно сократит
срок выпуска опытного танка-барабана и производства всестороннего его
испытания.

 

P.S. Настоящий проект танка-барабана сохранен мною в полной
тайне»\’.

 

Предложенный проект был выполнен по «классической» схеме
цилиндрических боевых машин. Единственным серьезным отличием стал вынос
отделения управления и вооружения в боковые спонсоны, что улучшило обзор
механику-водителю и увеличило сектора обстрела оружия. Основные недостатки
цилиндрических танков, впрочем, никуда не делись. Никаких устройств, улучшающих
ситуацию с продольной устойчивостью, автор не предусмотрел. Кроме того,
пулеметное вооружение при таких размерах выглядело явно недостаточным.
Неудивительно, что предложение И.А. Кривомазова отправилось туда же, куда и
остальные подобные идеи, — в архив.

 

Очередной проект цилиндрической боевой машины пришел в отдел
изобретений ГАБТУ КА 6 июня 1941 года. Автором проекта «Безгусе-ничного танка»
выступал житель Ленинграда Г.А. Походилов:

 

«Существующие танки с гусеничной передачей, благодаря
уязвимости своих наружных частей и, главным образом, гусеницы, в условиях боя
часто выходят из строя.

 

В данном случае предлагаемый танк без гусеницы и без прочих
выступающих частей.

 

Предлагаемая машина состоит из полого цилиндра ”А„ (см.
чертежи

 

1- а, 1-в,
1-с), внутрь которого выступают втулки 1, представляющие собой вместе с
цилиндром единое целое. Втулки 1 жестко скреплены с коническими шестернями 2.

 

На втулку 1 с помощью двойного шарнира 3 подвешена жесткая
рама w.

 

На раме w установлена сцепляющаяся с шестерней 2 коническая
шестерня 4, приводимая в движение шатунно-кривошипным механизмом от
установленной на той же раме машины М (см. чертежи 1-а, 1-в, 1-с).

 

Шестерня 2, поскольку она жестко связана с втулкой 1, а тем
самым с цилиндром «А„, передает последнему вращательное движение.

 

Цилиндр этот и представляет собою танк, способный
передвигаться, в отличие от существующих, вперед путем качения, вращаясь при
этом вокруг своей собственной оси 0-0.

 

Жесткая рама w внутри цилиндра подвешена и отрегулирована со
всеми покоящимися на ней приспособлениями и установками так, что она всегда
находится в состоянии покоя в нижнем положении, как показано на чертежах.
Конечно, состояние полного покоя может быть достигнуто лишь при условии
дополнительной работы над изготовленной моделью.

 

Показанные на чертежах остальные устройства представляют
собой разработанные в самом принципе детали правления обеспечения видимости
вентиляции, отвода отработанных газов и прочего.

 

Внутри вращающейся втулки 1 вставлена круглая неподвижная,
скрепленная с помощью стоек 5 с жесткой рамой w втулка 6 (см. чертежи

 

2- а, 2-в).
Втулка 6 выступает из цилиндра справа и слева наружу и соединяется также жестко
с полой прямоугольной подвеской 7. Кроме того, втулка 6 в точках I, п, t
снабжена радиальными выступами 8, направленными к ее центру (см. чертеж 5, где
втулка с выступами показана отдельно).

 

Между выступами 8 вставляется вал 9. Против выступов в
точках I, п, t вал 9 имеет шейки, как показано на чертежах 5 и 6, благодаря
которым вал этот может совершать только одно вращательное движение — вокруг
оси, параллельной 0-0. Этот же вал 9на своем конце в той части, где он входит в
прямоугольную цилиндрическую подвеску, имеет зубчатые выступы 10.

 

В прямоугольную подвеску 7 вставлена также прямоугольная
стойка 11, в виде лапы, сцепляющейся (см. чертеж 4) верхней своей частью
зубьями с валом 9.

 

Вал 9 снабжен канавками 14, по которым, благодаря
соответствующим выступам, будет скользить насаженная на него коническая
шестерня 12 (см. чертеж 7).

 

Последняя зацепляется специальным кольцевым выступом 13 всей
своей окружностью с рычагом 15, для этой цели рычаг имеет соответствующий
круговой паз.

 

Такой вид соединения вызван необходимостью обеспечения
вращательного движения шестерни 12 относительно находящегося в покое рычага 15
при одновременной их в плоскости чертежа взаимной связи.

 

Рычаг 15 жестко связан с зубчатой рейкой 16 (см. чертеж 8 и
1-с), последняя зацепляется с сидящей на рулевом валу 18 конической шестеренкой
17.

 

С валом 18 связано рулевое колесо 19.

 

Таким образом, при повороте рулевого колеса влево в ту же
сторону передвигается рейка 16. Жестко связанный с рейкой рычаг 15 прижмет
коническую шестеренку 12 к шестерне 4, от сцепления с которой последняя
выступами 14, входящими в канавки 9, приведет во вращательное движение вал 9.

 

Вал 9 же, в свою очередь, начнет опускать вниз лапу 11 и
нажимать на нее до требуемого предела. Лапа 11, будучи упертой в землю, будет
приподнимать левую половину всего катящегося цилиндра «А„ и тем самым
создавать точку опоры, вокруг которой правая сторона, как вокруг центра, будет
поворачиваться влево, и танк может получить новое направление.

 

При повороте рулевого колеса вправо левая шестерня 12
размыкается с левой шестерней 4 и, при дальнейшем повороте рулевого колеса
вправо, такая же шестерня 12 (правая) сцепится с правой шестерней 4, и
произойдет поворот танка вправо.

 

При среднем положении рулевого колеса и правая, и левая
шестеренки 4 находятся в разомкнутом состоянии.

 

Для обеспечения видимости танк снабжен специальными оптическими
коленчатыми трубками, переносящими световые лучи извне внутрь. Для этой цели
между неподвижной призматической подвеской 7 и стенкой цилиндра «А„
устроены спереди и сзади прорези 20 (см. чертежи 2-в и 3).

 

Луч, падающий через прорезь, зеркалами 21 и 22 по трубке 24
передается на зеркало 23 (чертежи 3 и 1-а), укрепленное на раме. Трубки 24
вложены в специальные сквозные отверстия 25 и 26, образованные между выступами
8 неподвижной втулкой 6 (см. чертеж 5).

 

Таких оптических трубок 4 — по 2 справа и слева. Кроме того,
в необходимых местах предусмотрено устройство дополнительных прорезей с
оптическими приспособлениями, защищенных с внешней стороны крышками.

 

Для обеспечения непрерывного притока свежего воздуха в
отверстия 27, 28 и 29 между выступами 8 левой неподвижной втулки 6 укладываются
3 трубки, своими наружными концами которые сообщаются через защищенные
покрышками отверстия с внешней воздушной средой, а также прикрепляется к левой
стойке 5 пневматический насос, приводимый в движение машиной т, который и
нагнетает необходимый воздух извне внутрь.

 

К той же стойке 5 прикрепляется специальная коробка типа
противогаза.

 

В коробку насыпается (или меняется в ней по мере надобности)
вещество, задерживающее ОВ, так что когда наружный воздух бывает отравлен, то последний
перед подачей его внутрь танка должен будет пропущен через эту коробку.

 

Таким образом, экипаж танка не будет иметь недостаток в
свежем воздухе.

 

С целью отвода испорченного воздуха применяется откачивающее
пневматическое приспособление, аналогичное по своему устройству первому
всасывающему приспособлению, приводимое в движение также от машины и отводящее
воздух по одной трубке, проходящей сквозь правую неподвижную втулку 6 изнутри
наружу. Выходное отверстие отводящей трубки, как и все прочие отверстия, также
защищено от повреждений из огнестрельного оружия с помощью жестко скрепленной с
выступающей неподвижной частью втулки мощной покрышкой.

 

Отвод отработанных газов в машине осуществляется по двум
оставшимся каналам той же правой неподвижной втулки 6, причем отвод этих газов
от машины т к отводящему каналу должен быть осуществлен по специальной
металлической трубке, дабы не было загрязнения воздуха внутри танка.

 

Вход в танк (влезание в него) осуществляется через отверстие
К, закрываемое плотно изнутри специальными замками. Входные отверстия эти могут
устраиваться с обеих сторон в днищах цилиндра «А„ (см. чертеж 1-в).

 

Отверстий этих может быть устроено и меньше, чем показано на
чертеже.

 

Внутри танка размещается оружие и боеприпасы. Размещение это
должно быть осуществлено с учетом устойчивости рамы w и маневренности танка.

 

При вступлении в бой танк должен остановиться, при этом
отверстия d открываются и через них выталкиваются частично (если нужно) дула
оружия.

 

Вариант II

 

Предлагается также тип танка, описание которого в принципе
ничем не отличается от предложенного выше, с той лишь разницей, что неподвижная
часть телескопической втулки делается таких больших размеров, что она занимает
почти полностью обе лобовые части цилиндра А. Это дает возможность устроить все
необходимые отверстия для выступающих частей орудия прямо в этой неподвижной
(не вращающейся) лобовой части, благодаря чему можно производить боевые
операции прямо на ходу.

 

Торможение осуществляется прижатием тормозной колодки к
внутренней стенке катящегося цилиндрического корпуса А.

 

Экипаж танка состоит из двух человек.

 

Внешняя поверхность цилиндра по его образующей устраивается
шероховатой. Эта же поверхность, с целью избежания буксования, а также для
прохождения трудных мест, может устраиваться зубчатой.

 

Толщу брони можно создать такую, что танк будет поражать
врага не только оружием, но и зубьями катящейся напролом, причем неуязвимой
громады»1.

 

Данная боевая машина конструктивно мало отличалась от
типовых танков-цилиндров. Предложение носило концептуальный характер, тем не
менее общая мысль изобретения была вполне понятна. Какой-то новизны она не
несла и страдала типичными для подобной схемы недостатками, посему ответ из
отдела изобретений оказался краток по содержанию: предложение не новое и для
реализации неприемлемо.

 

29 июня 1941 года в районный отдел Управления НКВД по
Сокольническому району города Москвы поступило предложение от гражданина Н.
Савельева. Действуя согласно инструкциям, начальник районного отдела младший лейтенант
государственной безопасности Супрунов перенаправил предложение в
соответствующие органы:

 

«Указанное предложение лично сдано гражданином Савельевым в
Р/О НКВД на основании отношения Секретариата Зам. Пред. СНК СССР К.Е.
Ворошилова от 26/VI/41 года за №8281/КВ, подписанное Л. Китаевым — по
принадлежности»\’.

 

Гражданин Савельев предлагал боевую машину, которую он
назвал «Новым типом танка». По факту же данный аппарат представлял собой
классический пример танка-катка. Выглядеть он должен был как большой цилиндр со
скругленными торцами. Согласно мнению автора, данный вид боевой машины обладал
такими преимуществами, как большая проходимость, отсутствие гусениц, трудность
поражения ввиду цилиндрической поверхности, а также простотой.

 

Внутри «Танк нового типа» разделялся на три отсека. В
центральном отсеке находился механик-водитель, которому по системе призм
передавалось изображение на специальный экран. С одной стороны от места
механика-водителя находилась силовая установка, а с другой — отделение стрелка.
Тип вооружения автором не указывался, как и принцип приведения машины в
движение. Ввиду общей сумбурности проекта дальше предложения, которое
уместилось на один лист бумаги, дело не продвинулось.

 

 

Несмотря на схематичность и весьма оригинальные объекты,
использованные для создания эскиза, общая концепция боевой машины счетовода с
винзавода «Абрау-Дюрсо» вполне понятна. Представляла собой машина большой
цилиндр, внутри которого размещался второй цилиндр, служивший основным корпусом
круглого танка. Один цилиндр свободно вращался внутри другого, для чего служили
шариковые подшипники. С каждого торца цилиндра размещались двигатели, органы
управления, а также вооружение. Повороты машины, по мнению автора,
осуществлялись работой одного двигателя и одновременным выключением второго.

 

Ответ на запрос из станицы Абинской пришел 27 июня 1941
года. В качестве рецензирующей стороны выступал военинженер 3-го ранга В.А.
Можелев:

 

«Вами предложен танк, имеющий броневой корпус цилиндрической
формы. Ходовой частью этого танка является наружная оболочка цилиндра, во
внутренней же оболочке размещена команда, вооружение и механизмы. Внутренняя
оболочка при движении танка неподвижна.

 

Вращение наружной оболочки цилиндра производится двумя
моторами, расположенными во внутренней оболочке.

 

По существу предложения сообщаем Вам следующее:

 

1. Идея
цилиндрического танка нам известна по предложениям, поступившим ранее, и из
литературы.

 

2. С точки
зрения неуязвимости, цилиндрическая форма броневого корпуса, так же как и
шаровая форма, имеет преимущества, но наряду с этим цилиндрический броневой
корпус имеет большие недостатки.

 

3. При
вращающейся наружной оболочке цилиндра маневренность танка будет недостаточной.

 

4. Расположение
вооружения при цилиндрическом корпусе будет неудовлетворительным, так как
круговой обстрел будет невозможен.

 

5. Отсутствие
подрессоривания внутреннего цилиндра создает крайне неблагоприятные условия для
работы экипажа.

 

6. Проходимость
танка через вертикальные и горизонтальные препятствия будет крайне
ограниченной.

 

7. Обзор
пути и окружающей местности будет неудовлетворительным.

 

По соображениям, изложенным выше, Ваше предложение не может
быть использовано»\’.

 

Весьма любопытный аппарат под названием «Бронированный шар»
прислал в апреле 1943 года красноармеец Ч.У. Измаилович. Автор сразу
предупреждал во вступительном слове, что работа представлена в схематичном
виде, тем не менее машина получилась весьма оригинальной:

 

«Представляя на Ваше рассмотрение схемы предлагаемого мною
«бронированного шара,,, к своему сожалению, я не имею возможности
предоставить исчерпывающего материала к полному разбору его устройства.
Отсутствие необходимой консультации и литературы во многом остается для меня
основным препятствием к решению полноты устройства «бронированного шара,,.
Однако проделанная мною работа в достаточной мере позволяет судить об
устройстве «бронированного шара,, и практическом его применении как
наземной подвижной бронемашины типа механических бронемашин.

 

Предлагаемый мною «бронированный шар,, отличается от
современных бронемашин в основном формой наружного устройства. Если современные
танки в защите от применяемых средств противотанковой обороны сопоставляют
усилением броневой мощности, то предлагаемый мною «бронированный шар,,
сопоставляет овальной формой наружного своего устройства и подвижностью
наружной броневой оболочки. Овальная форма и подвижность 3А части тела
«бронированного шара,, сводит до минимума вероятность попадания
неприятельских средств, применения зажигательных бутылок и мин, противотанковых
гранат и так далее.

 

Среди возможностей «бронированного шара,, включены
преодоление инженерных и природных препятствий. Не имея должной консультации,
этот вопрос для меня пока остается нерешенным.

 

Ниже привожу краткое описание устройства «бронированного
шара,, с приложением схем №1, 2, 3, 4, 5.

 

1. На
бронированных подвижных полушариях (схема 1-Г), имеющих в передней части шипы и
по бокам окружность в виде колпаков, в центре которых имеются отверстия для
пулеметов и смотровые щели (схема 4). Внутренние стенки подвижных полушаров
(схемы 2,3) имеют выступы, позволяющие своим устройством крепить на
шарикоподшипниках (В) подвижные полушары к кольцам металлического остова,
благодаря чему подвижным полушарам придается свободное вращение, которые последовательно
соединены с мотором и механизмами управления по принципу устройства танков.

 

2. Бронированная
дуга (схема 1-А) является неподвижной частью «бронированного шара,, и
крепится на металлическом остове. Имеет отверстия для пушки (Д), входные и
запасные люки (Б), смотровые щели (Е), металлический трос (Ж) и буксирные
концы.

 

3. Гусеничная
лента служит для придания более устойчивого положения «бронированного
шара,, в движении и при остановках и определения центра тяжести (схема 5).

 

4. Металлический
остов служит для соединения всех частей «бронированного шара,, (схемы
2,3,4, А), также разделяет внутреннее устройство «бронированного шара,, от
бронированной оболочки подвижных полушаров.

 

5. Вооружение:

 

— одна
малокалиберная пушка;

 

— два
пулемета (станковые).

 

6. Экипаж —
три-четыре человека.

 

Как видно из краткого описания, «бронированный шар,, не
представляет собой сложную конструкцию и не потребует какой-либо особой
переподготовки личного состава бронетанковых частей»\’.

 

Как можно заметить из описания и схем, предлагавшаяся
Измаиловичем боевая машина отличалась оригинальностью. Она сочетала в себе
конструктивные особенности танков-катков и дициклов, что решало вопросы
поперечной устойчивости и поворачиваемости. Кроме того, торчащий из центральной
секции «Бронированного шара» гусеничный «хвост» частично решал проблему
продольной устойчивости. Впрочем, недостатков у машины также хватало с
избытком. Предлагаемое автором вооружение явно было недостаточным. Традиционно
для танков-катков, стрельба велась по флангам, что резко снижало боевую
эффективность оружия. Кроме того, в пояснительной записке, как уже говорилось
выше, отсутствовали пояснения по принципу работы силовой установки и устройству
других агрегатов. Одним словом, отрицательный вердикт отдела изобретений в
данном случае был вполне логичен.

 

Не меньшей оригинальностью отличался и проект
«Сверхскоростного безгусеничного танка», предложенный 6 марта 1943 года Н.П.
Слето из Перово (Москва). Автор данной боевой машины не стал мелочиться и
направил свой проект вместе с предложением выдать ему авторское свидетельство.
Стоит отметить, что изобретатель предлагал не один, а два типа боевых машин,
отличавшихся друг от друга размерами:

 

«На чертежах 1 и 2 представлены бронированные и вооруженные
боевые машины. Как вездеходные, могут двигаться по любой местности, преодолевая
естественные и искусственные препятствия, и сочетают силу огня, маневренность и
броневую защиту, что обусловлено их назначением: поражение огневых средств,
живой силы, а также танков противника.

 

На чертеже №1 показан малый танк (ССТ-1), разведывательный,
простого устройства. Круглый корпус «1„ с поворотной (на 360°) башней
покоится на подрессоренных катках «А„ (с резиновыми бандажами), которые
бесшумно катаются по двум ходовым каткам ГГБ„. К каждому катку прикреплено
планетарное зубчатое колесо «В„, которое сцеплено с шестерней ГТ„,
вращающейся в любом направлении от трансмиссии «Д„, приводимой от мотора
«Е„ через коробку перемен передач «Ж„. Конец трансмиссии заканчивается
шестерней ГТ„ и роликами гг3„, которые вместе с шестерней катаются по венцу
зубчатого колеса, обеспечивая нормальное зацепление.

 

При осадке корпуса разрезной шлицевый вал «И„
сокращается с помощью пружины ГГК„, давящей на ролики «3„.

 

При вращении ходовых катков по часовой стрелке корпус
стремится повернуться обратно, следовательно, давление передается на костыль
«Л„, который, в свою очередь, поворачивается в вертикальной плоскости. В
силу этого корпус может занимать любое положение, обеспечивая большой вертикальный
угол обстрела высоко расположенных целей, например горы, высокие здания и
прочее.

 

Летом костыль снабжается колесом, зимой лыжей. Кроме этого,
имеется пружинный амортизатор ”М„ и тормозной шток «Н„, который врезается
в землю с помощью штурвала «0„.

 

К корпусу прикреплен кронштейн «П„ для облегчения
преодоления препятствий, быстрого торможения и заднего хода.

 

Сзади корпуса предусмотрены два телескопических выдвижных
домкрата «Р„ с приводом от мотора, которые (при преодолении вертикальной
стены) выдвигаются на 1,5 метра. Кроме того, танк снабжен ручной лебедкой с
канатом 12 м (также для преодоления препятствий и других целей).

 

В боковых стенках предусмотрен переносной винт ”С„ для
подъема танка. Танк приспособлен для подводного хождения, для чего все
отверстия герметически закупориваются, команда снабжается кислородными масками
и баллонами. Подводное передвижение осуществляется за счет мускульной силы
команды, при помощи рычагов «Т„ с передачей на главную трансмиссию и
катки. При погружении в воду оружие снимается, а башня герметически закрывается
перегородкой «У„ с резиновой прокладкой «Ф„, в которую погружается
ребро «Х„ и быстро затягивается тремя замками. Подобно этому закрываются
остальные отверстия. Танк снабжен люками в башне и нижней части корпуса, а для
смены катков имеются внутренние люки Г\’Ц„. Для смены ходовых катков
предусматриваются съемные крайние кольца жесткости.

 

Танк обеспечен хорошим обзором: круговой обзор в башне и
корпусе.

 

У водителя нормальный обзор вперед и, с помощью стереотрубы,
по бокам. Предусматриваются радиосвязь, приборы наблюдения, световая
сигнализация, а также вентиляция и освещение. Питание мотора воздухом и
охлаждение осуществляются через жалюзи, расположенные в верхней части корпуса
под ходовыми катками, что прекрасно предохраняет от поджога танка извне, делает
его совершенно безопасным в пожарном отношении.

 

Технические данные сверхскоростных безгусеничных танков

 

1. Тип танка
— безгусеничный, бесшумный, разведывательный

 

2. Боевой
вес — 5 тонн

 

3. Мощность
двигателя — 85л.с.

 

4. Максимальная
скорость — 150 км/ч

 

5. Бронирование:

 

башня — 20 мм корпус — 20 мм ходовые катки — 20 мм дно
корпуса — 15 мм

 

6. Вооружение:

 

пушка 20 мм — 1 шт. пулемет 7,62 мм — 1 шт.

 

Боекомплект: снарядов 20 мм — 260 шт. патронов 7,62 мм —
4000 шт.

 

7. Удельное
давление на грунт

 

а) при
погружении на 100мм — 0,52 кг/см2

 

б) на 1 см
ширины обода допускается — 62,5 кг

 

в) на
твердом грунте — 41,5кг/см2

 

8. Габаритные
размеры:

 

высота — 1,95 м ширина — 2,3м длина — 2,5 м.

 

9. Преодолеваемые
препятствия:

 

ширина рва 4,5м — перепрыгивает

 

вертикальная стенка 1,5 м — с помощью быстродействующих

 

домкратов

 

глубина брода — 20 м

 

ширина брода — 500м

 

предельно допускаемый подъем — 45° передним и задним ходом

 

10. Запас
горючего — 12 часов

 

11. Количество
экипажа — 3 человека

 

12. Связь —
радио, световая сигнализация

 

13. Защита от
внешнего огня: воздушные жалюзи, расположенные в верхней части корпуса под
ходовыми катками, что прекрасно предохраняет от огня и делает невозможным
поджог танка

 

14. Минные
поля: наличие бронированных ходовых катков обеспечивает безусловную
проходимость через минные поля <„.>

 

Средний танк

 

На чертеже №2 показан средний танк (сопровождения) ССТ-2.
Устройство подобно танку ССТ-1, но более мощная броневая защита и сильное
вооружение. На этот танк можно установить мощный огнемет. Танк может быстро
обезвреживать минные поля, так как мощная экранированная броня ходовых катков,
подкрепленная кольцами жесткости, представляет надежное и неуязвимое место
машины.

 

Технические данные

 

1. Тип танка
— безгусеничный, бесшумный, сопровождения

 

2. Боевой
вес — 15 тонн

 

3. Мощность
двигателя — 170л.с.

 

4. Максимальная
скорость — 120 км/ч

 

5. Бронирование:

 

башня — 105 мм корпус — 105 мм ходовые катки — 105 мм дно
корпуса — 30 мм

 

6. Вооружение:

 

пушка 45 мм — 1 шт. пулемет 7,62мм — 3 шт.

 

Боекомплект: снарядов 45 мм — 200 шт. патронов 7,62 мм — 12
000 шт.

 

7. Удельное
давление на грунт

 

при погружении на 100мм — 0,73 кг/см2 на твердом грунте —
62,5 кг/см2

 

8. Габаритные
размеры:

 

высота — 2,3м ширина — 3,8м длина — 2,9м

 

9. Преодолеваемые
препятствия:

 

ширина рва — 4,5—5 м вертикальная стенка — 1,5 м глубина
брода — 20 м ширина брода — 1000м

 

предельно допускаемый подъем — 45° передним и задним ходом

 

10. Запас
горючего — 8 часов

 

11. Количество
экипажа — 5 человек

 

12. Связь —
радио, световая сигнализация

 

13.Защита от внешнего огня: воздушные жалюзи, расположенные
в верхней части корпуса под ходовыми катками, что прекрасно предохраняет от
огня и делает невозможным поджог танка извне

 

14. Минные поля: наличие бронированных ходовых катков
обеспечивает безусловную проходимость через минные поля <…>

 

Представленные танки по конструкции и изготовлению простые,
с применением небольшого количества высокосортных сталей. Отсутствие уязвимых
гусениц придает танкам большую жизненность и проходимость через минные поля,
кроме того, танки обладают бесшумностью и огромной скоростью, все это в
сочетании с мощной броневой защитой и силой огня представляет грозное,
современное оружие»\’.

Ответ на изобретение пришел 16 марта 1943 года. В кратком
заключении начальник 8-го отдела ТУ ГБТУ КА инженер-подполковник Фролов указал,
что подобные изобретения уже известны за рубежом, практического применения они
не нашли. В предлагаемом автором «Сверхскоростном безгусеничном танке», по
мнению Фролова, недостатки схемы цилиндрической боевой машины не только не были
устранены, но еще и усилены. По этой причине изобретение отклонили. Похоже, что
Слето пожаловался «наверх», поскольку 24 марта ушло еще одно заключение, на этот
раз адресованное тов. Бабаеву из управления кадров ВКП(б) г. Москвы. Помимо
Фролова, заключение подписал еще и начальник УСА ГАБТУ КА инженер-полковник
Н.Н. Алымов:

«На Ваш запрос сообщаю, что предложение т. Слето
«Сверхскоростной безгусеничный танк,, не ново. По этому вопросу имеется
значительное количество различных предложений, но все они отклонены вследствие
серьезных недостатков, характерных для этого типа машин.

 

Подобного типа машины строились за границей, но однако
применения не нашли.

 

Не вдаваясь в подробности конструкции, считаю необходимым
отметить основные недостатки, которыми будет обладать танк, построенный по
схеме, предлагаемой тов. Слето.

 

1. Плохая
проходимость танка по пересеченной местности вследствие большого удельного
давления на грунт.

 

2. Исключительно
плохая управляемость танка и неспособность устойчиво сохранять направление
движения, вследствие большого размера колеи (расстояние между центральными
ободами колес) и малой базы (расстояние между центрами колес и центрами опорной
поверхности костыля). Особенно это будет сказываться на больших скоростях. В
этом случае танк, при наезде одним колесом на неровность, резко будет бросать в
сторону. Движение на скорости 120—150 км/ч вообще невозможно.

 

3. Указанный
автором диапазон изменений скоростей 6—120 км/ч, то есть равный 20, нереален.
Такую коробку создать невозможно.

 

4. Преодоление
рвов путем перепрыгивания на больших скоростях практически неосуществимо по
причине больших динамических ударов, которые не в состоянии выдержать ни механизмы
танка, ни тем более человек.

 

Кроме того, рвы будут часто встречаться там, где большой
скорости получить невозможно.

 

Применение для этих целей (преодоление рвов, эскарпов и
подобных препятствий) специальных домкратов лебедки, ручного привода и подобных
механизмов не может решить вопроса, а только усложнит конструкцию танка.

 

5. Ссылка
автора на то, что танк с такой ходовой частью будет способен преодолевать
минные поля, не соответствует действительности, она будет разрушена при первом
же взрыве мины. Если даже обод колеса будет изготовлен достаточной толщины и не
будет разрушаться, то будет разрушаться подвеска, так как все усилия будут
передаваться на катки.

 

6. Зубчатая
передача, передающая крутящий момент на большой зубчатый венец колеса, в таком виде
безусловно непригодна, это усугубляется еще тем, что большой зубчатый венец
будет забрасывать землей, песком, гравием и подобными предметами.

 

7. По
вопросу подводного хождения сказать что-либо не представляется возможным, так
как этот вопрос ни в коей мере автором не решен.

 

8. Продольная
устойчивость предлагаемого танка будет далеко недостаточна, корпус танка все
время будет колебаться вокруг центра тяжести, вследствие чего наблюдение и
ведение огня из такого танка будет затруднительно.

 

9. Предлагаемый
танк ни в какой мере не может представлять собой боевые машины. Такой танк в
несколько раз уступает танкам, состоящим на вооружении Красной Армии.

 

Предложение, безусловно, неприемлемо и ни в какой мере не
может быть использовано»\’.

 

Несмотря на столь авторитетное заключение, изобретатель
«Сверхскоростного безгусеничного танка» не успокоился. В последний раз он
пытался запатентовать свою боевую машину летом 1944 года. Ответ на заявку Слето
14 июня подписал инженер по патентованию Бюро изобретений НКО СССР
инженер-майор Попов:

 

«Быстроходные танки, заключающие в себе расположенные на
одной геометрической оси два ходовых колеса большого диаметра, внутри которых
монтирован кузов, не представляют новизны (см., например, заявку №246435 от
1941 года).

 

Монтаж кузова в такого рода ходовых колесах посредством
опорных роликов, перекатывающихся по внутренней поверхности этих колес и
поддерживающих кузов через посредство рессор, с приводом во вращение ходовых
колес при помощи зубчатых колес, сопряженных с двигателем и зацепленных с
зубчатым венцом внутреннего зацепления, укрепленным на внутренней поверхности
ходовых колес, также не представляют новизны (см., например, советский патент
за №7851 по кл. 63,6 от 1929 года).

 

Передвижение такого рода танков посредством стержней,
приводимых в соприкосновение с поверхностью пути, является обычным для
одноколейных и двухколейных повозок с одной общей осью вращения обоих колес или
катков (см., например, заявку №246354 от 1941 года). В танке, по этой заявке,
также предусмотрены домкраты для преодоления танком препятствий.

 

В отношении герметизации внутреннего пространства кузова на
случай преодоления танком водных бассейнов в предложении ничего нового не
заключается.

 

Ввиду изложенного Бюро не находит в предлагаемом танке существенно
новых признаков, которые могли бы составить предмет изобретения, и потому
полагает необходимым в выдаче авторского свидетельства отказать»\’.

 

Один из проектов, выполненных по цилиндрической схеме, был
направлен лично в адрес Сталина, случилось это в конце октября 1943 года.
Написать лично Иосифу Виссарионовичу решился И.С. Савченко из рабочего поселка
(г. Беслан), трудившийся на Беслановском Маисовом комбинате:

 

«Дорогой Иосиф Виссарионович!

 

Прошу Вас уделить Ваше внимание на разбор моего предложения,
которое заключается в следующем:

 

Проживая когда-то продолжительное время вблизи фронта, я
много раз видел десятки буксируемых тракторами в тыл подбитых и разбитых
вражеских и наших танков.

 

По рассказам танкистов и других очевидцев, танки выходят из
строя в подавляющем большинстве через подбитые гусеницы и их детали, и когда
танк встал, его стараются уже добить смертельно!

 

Из рассказов и виденного я заключил, что современный танк,
какого бы он типа ни был, является довольно непрочной машиной! И по сравнению с
силой современных противотанковых и огневых средств, мин, пушек, гранат и ружей
он далеко отстал!

 

Желая всей душой помочь укреплению нашей обороноспособности
Родины, я, после многих проектов, остановился на одном, более реальном типе
танка — катке. Который не имеет под своим корпусом гусениц, колес и других
деталей, которые легко уязвимы и влекут за собой гибель всей машины.

 

В моем предложении я подаю только идею прочного,
монолитного, безгусеничного танка, который легко бы переносил удары современных
противотанковых огневых средств и давил бы минные поля для прохода теперешних
танков и других родов войск.

 

Если предлагаемая идея катящегося цилиндра будет удачной
после испытания модели, тогда можно будет строить разные виды боевых машин,
например, самоходное орудие или самоходная батарея, танк-каток с одной башней в
центре, танк-каток с двумя башнями, транспортные катки для пехоты и танкетки.

 

Танк-каток с его удобным баллоном (где установлен мотор,
вооружение и находится прислуга) даст большую возможность переходить по дну
реки и долго находиться под водой. Для такой цели вполне подходит каток в
первом эскизном варианте.

 

<…>

 

По внешнему виду танк-каток похож на каток большого размера,
например длина от 2 до 5 метров, в диаметре от 2 до 4 метров и весом от 10 до
150 тонн и больше.

 

Каток — машина прочной монолитной конструкции, его можно
строить из брони любой толщины и габарита, и на увеличение прочности и веса он
не ограничен. Его корпус непосредственно давит на грунт самыми прочными
деталями своей конструкции.

 

Корпус танка состоит из двух крупных основных деталей:

 

Цельный, с выпуклыми днищами, невращающийся баллон из брони,
внутри которого установлены моторы, вооружение и находится прислуга.

 

Левая и правая муфты, вращающиеся детали на баллоне также из
брони, которые несут всю тяжесть катка, движут его и поворачивают в ту или иную
сторону.

 

Эти две детали корпуса, баллон и муфты, взаимно устроены и
работают по следующему принципу: в левой и правой муфте, во внутренней части,
установлены и закреплены к муфте по два швеллерообразных кольца с гладко
точенной полостью. В баллоне против колец вставлены и закреплены отдельные
гнезда с роликами, которые через отверстия баллона становятся в полость
швеллерного кольца, чем и создается свободно вращаемое положение муфт на
баллоне. Муфты могут вращаться обе одновременно или поочередно, то есть ходить
прямо вперед и поворачивать вправо-влево.

 

Также с внутренней части на каждой муфте, в середине ее
ширины установлено и закреплено по одному зубчатому колесу с зубьями с
внутренней стороны. С этими кольцами через прорези в баллоне, сцепляются две
шестерни, закрепленные на концах вала, последний через редуктор вращается от
одного или двух моторов. Вращая шестерни одновременно, каток идет прямо.
Выключая шестерни через специальный механизм, то одну, то другую, каток будет
разворачиваться в ту или иную сторону. Чтобы баллон не вращался, сзади корпуса
катка к баллону прикреплено коромысло с двумя колесами, которое будет
приспособлено для бойцов пехоты, прикрываемых от огня противника корпусом
катка. Коромысло и два колеса не есть у катка деталь первой важности. Она,
будучи повреждена или разбита, не может вывести каток из строя и чтобы его
добили. Нет, он может вести огонь, менять позицию или выйти из поля боя. Каток
только может потерять прежнюю быстроту передвижения и быстроту маневренности.

 

В отношении скорости движения катка сейчас трудно говорить,
так же как и о требующейся мощности моторов, но все же на 20—30 км/ч
рассчитывать можно, и установка моторов в 300—500 и 1000л.с. потребуется. Один
и другой вопросы взаимно связаны габаритами, весом, скоростью и т.д.

 

При крутых спусках каток должен идти задним ходом, то есть
коромыслом вперед.

 

Каток не может после хода вперед, не развернувшись, идти
назад, если ему надо развернуться и идти передом. Если спарить два катка, то
есть соединить катки параллельно на некотором расстоянии один от другого, тогда
коромысло устраняется и спаренный каток может идти вперед, назад и при спусках
не разворачиваться»1.

 

Предлагавшийся И.С. Савченко танк-каток являлся неким
гибридом цилиндрической и трехколесной боевой машины. С одной стороны, при
определенных условиях она могла обходиться без «хвоста», с другой же — он нес
важную функцию, обеспечивая устойчивость.

 

Как уже писалось в пояснительной записке, автор предлагал не
один проект, а целую серию боевых машин, отличавшихся друг от друга размерами,
вооружением и назначением. Базовым считался вариант, который Савченко предлагал
как самоходное орудие. Ведущие колеса у этой машины занимали почти всю длину
корпуса, затрудняя при этом обзор вперед механику-водителю. Вооружение,
состоящее из четырех пушек, размещалось в торцах корпуса и было способно
стрелять исключительно по флангам. Одним словом, получалась машина, которой
присущи типичные недостатки схемы танка-цилиндра.

 

Второй вариант, предлагавшийся автором, имел куда больше
перспектив. Корпус был удлинен, сверху на нем появилась орудийная башня с
круговым обстрелом. Кроме того, для стрельбы вперед в корпусе устанавливались
две пушки. С торцов корпуса пушки автор убрал, заменив их на крупнокалиберные
пулеметы.

 

Третий, наиболее тяжелый вариант танка-катка по своей
конструкции больше напоминал базовую версию боевой машины. Как и в базовой
версии, ведущие колеса у этой машины занимали почти всю длину корпуса. Разница
была в том, что вместо орудий, стреляющих по флангам, на торцах корпуса
находились орудийные башни с большим сектором обстрела. Также тяжелый
танк-каток отличался куда более массивной рамой, на которой крепились
поддерживающие колеса.

 

Предлагавшиеся работником Беслановского Маисового комбината
цилиндрические конструкции соответствующие органы встретили без энтузиазма.
Заключение, данное 11 ноября 1944 года начальником 8-го отдела ТУ ГБТУ КА
инженер-подполковником Фроловым, увы, не обещало автору танка-катка ничего
обнадеживающего:

 

«Вы предлагаете несколько вариантов схем устройства
«танка-катка,, и перечисляете ряд преимуществ, которыми обладал бы этот
танк в сравнении с обычными танками.

 

Сообщаю, что подобные танки, в любой композиции,
неприемлемы, так как они имеют ряд существенных и принципиальных недостатков,
основными из которых являются:

 

а) Малая
проходимость вследствие большого удельного давления и наличия задних колес
малых размеров.

 

б) Большие
габариты, так как катки должны иметь диаметр несколько метров.

 

в) Неудобство
расположения вооружения.

 

г) Силы
сопротивления движению при таком устройстве ходовой части в несколько раз
превышают силы сопротивления движения гусеничного танка.

 

Таких предложений имеется очень большое количество, ко всему
они отклонены по вышеизложенным причинам»\’.

 

Несмотря на такую нелестную характеристику изобретения,
спустя некоторое время специалисты ГАБТУ вернулись к проекту Савченко. Уже
после войны, в октябре 1947 года, по заказу отдела изобретений МВС был выполнен
эскиз танка-катка. Автором данной работы стал инженер-капитан Ю.И. Принесенник.

 

По схожей схеме был выполнен «Танк-каток», датированный
сентябрем 1943 года. Автором данного аппарата был красноармеец С. Г. Банков из
93-го стрелкового полка Краснодарской пластунской стрелковой дивизии. Свое
изобретение Банков направил в Старо-Минский районный комиссариат Краснодарского
края, а оттуда, по инициативе районного военкома капитана Боровика, проект
отправился в Народный Комиссариат Обороны. Стоит отметить, что изобретатель
«Танка-катка» доводил свой проект до логического завершения несколько лет, о
чем он писал в сопроводительной записке:

« Т.К., задуманный и спроектированный еще в 1941 году,
эскизы были сданы 26 мая 1941 года в районное отделение НКГБ города Таганрога с
пересылкой по адресу, данному К.Е. Ворошиловым, — город Москва, Красная
площадь, 2-й дом НКО. Но с тех пор я судьбу своего изобретения не знаю, так как
эскизы сдал 26мая 1941 года, а 22 июня того же года началась навязанная
ненавистным нам фашизмом война, и 17 октября 1941 года город Таганрог был
оккупирован врагом, и в тот же месяц пришлось уничтожить все следы изобретения.
То есть письма К.Е. Ворошилова, расписку в получении с отделения НКГБ о сданном
изобретении и другие документы.

 

После этого пришлось скрываться от насильственного труда и
фашистского плена. Но после легендарного разгрома вражеских войск под

 

Сталинградом была очищена и оккупированная Кубань, где я в
это время Схема танка-катка

 

находился, а теперь снова, еще раз хорошо продумав давно
зародившуюся разработки С.г.
Банкова

 

мысль, и даю эскиз для разработки и постройки грозной боевой
машины для скорейшего разгрома ненавистного нам фашизма, а поэтому прошу
уделить особое внимание моим эскизам. Правда, они написаны не очень грамотно,
так как образование и обстановка не дают возможности лучше их написать. Но если
это потребуется, то можно даже вызвать меня на тот завод, где будет строиться
эта машина. А строить эти машины можно на любом металлургическом, как-то
Уралмаше, Нижнем Тагиле, Челябинском тракторном заводе, где имеются
мартеновские печи и большие расточные станки, последние могут быть
приспособлены по условию работ, как-то для расточки деталей для тяжелого типа
танков или как еще можно назвать (подвижная крепость). Танки можно установить
на висячие домкраты или выкопать котлованы для прохода деталей.

Преимущества Т.К.

 

Постройка таких машин очень простая, состоит она из 6
основных деталей. Сборка ее или замена деталей простая и быстрая. Постройка
машин не требует постройки новых заводов, особого сложного и точного
оборудования также не требует. Но зато он потребует менее квалифицированных
рабочих, быстрота изготовления, простота его, и так как он гусениц и колес не
имеет. Следовательно, он уже неуязвим от связки гранат, от близко
разорвавшегося снаряда и от пуль, а также частично от горючей смеси благодаря
его обтекаемой форме, причем половина его корпуса, то есть бандажи сами
перехватываются. Строить их можно средних величин, то есть 2,3м в диаметре, и
сверхмощные для преодоления препятствий, как правило, танковые рвы, рельсовые
сооружения до 8м в диаметре. А отсюда видно, по его тяжести, что он неуязвим
даже от мелких бомб и мин.

 

А теперь еще раз прошу уделить особое внимание при
рассмотрении эскизов и немедленно сообщить результаты, дабы осуществить вторую
мысль, а если будет какое поручение на определенную тему еще лучше. И прошу
извинения за данные эскизы, которые составлены технически неграмотно. Это
зависит от условий и обстановки, причем нет чертежного инструмента, даже
простой металлической линейки»\’.

 

Предлагавшийся Банковым танк-каток полностью соответствовал
своему названию. Машина получила сигарообразный корпус, вокруг которого
крутилось два катка. Для сохранения равновесия позади корпуса располагался
«хвост», на конце которого находился каток. По центру корпуса находилась
амбразура для орудия, его тип и калибр автор не указал. Кроме того, ближе к
торцевым частям корпуса автор предусмотрел бойницы для пулеметов. Никаких
данных о типе силовой установки и точных габаритных размерах машины Банков не
представил. По большому счету, это была не более чем концептуальная разработка,
о чем автор и говорил в пояснительной записке. Тем не менее определенная
оригинальность в разработке Банкова была, что идет вразрез с заключением,
которое дал 27 октября 1943 года начальник 8-го отдела ТУ ГБТУ КА
инженер-полковник Фролов:

 

«Предложение тов. Банкова «,танк-каток,, рассмотрено
отделом изобретений Танкового Управления Красной Армии.

 

Предлагаемая автором схема танка нисколько не отличается от
схемы первого танка, построенного в России в первые годы империалистической
войны.

 

Существующие танки имеют явное преимущество перед танком,
который предлагает автор, по всем тактико-техническим показателям.

 

По изложенным причинам предложение отклоняется.

 

О чем прошу сообщить автору»2.

Несмотря на то, что предложение Банкова с вероятностью 100%
не могло быть реализовано в металле, подобный вердикт никак нельзя назвать
справедливым. С танком Лебеденко данная машина не имела ничего общего, да и,
справедливости ради, потенциально была более жизнеспособной.

 

Еще одним проектом цилиндрической боевой машины стал
«Танк-утюг», предложенный в конце декабря 1943 года уже упоминавшимся в
предыдущей главе красноармейцем Н.И. Кузьминым из 385-й стрелковой дивизии.
Свою идею изначально он направил в отдел бронетанковых и механизированных войск
10-й армии, откуда ему 19 декабря 1943 года пришло письмо от подполковника
Балуева:

«С Вашим предложением я ознакомился.

 

Мысль Ваша направлена на уничтожение фашистских войск и
сохранение людских резервов, идея как патриота нашей Родины верна и похвальна.

 

В Вашем предложении очень много вопросов, требующих
разрешения, так как предложение является довольно серьезным и ответственным.

 

Если сможете дать пояснения на ниже поставленные вопросы,
которые будут приложены к Вашему предложению, то прошу изложить.

1. Какие
габариты и вес должен иметь ГГТУ„.

 

2. Какое
будет сцепление с почвой бронезащиты.

 

3. Какое
препятствие сможет преодолеть ГГТУ„.

 

Я думаю, что он сможет двигаться только по довольно гладкой
и твердой дороге, так как его вес не позволит преодолеть даже маленького рва по
его ширине.

 

4. Чем будет
измеряться скорость.

 

5. Как будут
приводиться в движение противовесы.

 

К обоим противовесам нужно подводить по два привода — к
концам его, так, чтобы пара от пары зависима не была, а для поворота необходимо
поместить два фрикциона.

 

6. Где и как
должна помещаться система питания, охлаждения и смазки.

 

7. Каким
образом должна удерживаться кабина водителя от перевертывания, так как она
имеет форму эксцентрика.

 

8. Каким
образом будет держаться средняя часть бронезащиты на оси.

 

9. Какого
веса должен быть каждый противовес.

 

Каждый противовес должен быть, вероятно, тяжелее всей
системы.

 

Вот на эти основные вопросы и прошу дать продуманные
ответы»\’.

 

Кузьмин воспринял данный ответ как попытку избавиться от его
предложения и 12 января 1944 года написал в Наркомат Обороны СССР письмо с
просьбой рассмотреть его предложение. Письмо не осталось без внимания: уже 27
числа подполковнику Балуеву пришло письмо из 8-го отдела ТУ ГБТУ КА с просьбой
переслать проект «Танка-утюга» в их адрес. Надо сказать, что на сей раз Н.И.
Кузьмин подошел к делу более серьезно: помимо описания машины, он предусмотрел
и тактику ее применения, да и само предложение оказалось напечатанным на
машинке:

«Опыт нескольких боев с немецкими оккупантами показал, что
они цепляются за каждый метр земли, пытаясь задержать наше наступлене.
Одним-двумя пулеметами всемерно препятствуют нашей пехоте на каждом шагу,
используя для этого местность со всеми естественными возможностями.

 

Последние наши наступательные бои еще раз подтвердили, что
немцы широко применяют пулеметы, располагая их в беспорядочном порядке. И для
ликвидации их требуется усиленная разведка с тем, чтобы засекать их, но часто
бывают и кочующие, и последнее не всегда выполнимо. Даже металлические мины
немцы стали заменять на деревянные, которые трудно поддаются разминированию.
Все эти условия приводят к излишним потерям, и на хитрость врага надо отвечать
хитростью. Немцы пытались даже изобрести неуязвимый танк «Тигр,,, и так
далее. Изобрели танкетку-торпеду, управляемую на расстоянии, даже танк,
управляемый по радио. Я работаю над третьим предложением, хотя работа моя пока
еще бесцельна, думаю, что мысль я свою осуществлю. Немецкая танкетка доподлинно
сходна с моей мыслью, которую я писал в 1941 году. Но ответа на свое
предложение не получил. Правда, я предлагал летающую торпеду против самолетов и
танков противника, но куда пропало, я не знаю. Второе мое предложение было уже
здесь, в армии. Я предлагал построить паровой танк «Таран,,, но мое предложение
оказалось невыполнимо. При таком совпадении мысли, когда немцы строят торпеды и
танки, почему же мы не можем построить такую машину, с помощью которой в
течение месяца раздавить гадов, а главное сохранить боевые единицы.

 

Описание конструкции

 

В основном ГГПД„ представляет цилиндр со сферическими
днищами. В дальнейшем в скобках даются номера, присвоенные на прилагаемом
чертеже отдельным деталям, комплектам и узлам конструкции.

 

Корпус (1) представляет собой цилиндр с полусферическими
днищами и двумя перегородками внутри (2). Все это является одной целой отливкой
с соответствующими отвер

Be the first to comment on "Танки-катки"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*