Мировой опыт в строительстве шарообразных танков

В то время как изобретатели делали первые робкие попытки
установки на интрацикл двигателя, идея о сферических и цилиндрических аппаратах
уже не один десяток лет витала вокруг кораблестроителей. Более того, единожды
такой аппарат все же был построен. Им стал Rolling Boat, изготовленный в 1897
году под руководством Фридриха Алберта Кнаппа из Онтарио (Канада). Корабль
представлял собой огромный цилиндр, выполнявший одновременно роль внешнего
корпуса и движителя. Основной идеей при создании данного корабля было желание
избавиться от качки. Правда, из этой идеи ничего не вышло. Господину Кнаппу
явно забыли сказать, что помимо продольной существует еще и поперечная качка,
так что от морской болезни команда и пассажиры все равно страдали. К тому же
корабль получился чрезмерно широким, так что быстроходностью он не отличался.

 

Идея Кнаппа оказалась заразительной. У создателя Rolling
Boat оказалось немало последователей, и у кого-то из них обязательно должна
была возникнуть идея о постройке похожего аппарата, но со сферическим корпусом.
Первыми, кому пришла в голову такая идея, стали парижане Александр Адам
(Alexandre Adam) и Аиме Буден (Aime Boudin). 19 мая 1903 года они подали заявку
на изобретение под названием «Улучшенная лодка или корабль». Оформлено
изобретение было 19 июля того же года английским патентным бюро под номером
GB190311444. Еще раньше, 16 января 1903 года, изобретатели подали заявку на ту
же конструкцию в немецкое патентное бюро, оформили его под номером DE159411
намного позже — 1 апреля 1905 года.

 

Нередко именно изобретение Адама и Будена называют первым
ша-ротанком, хотя это в корне неверно. Общим между ними была только сферическая
форма, в остальном же творение французов представляло собой переосмысление идей
Кнаппа. Как и в случае с Rolling Boat, с обеих сторон корпуса находились посты
управления с выводом через них дымовых труб. Конструкция приводилась в движение
железнодорожной тележкой с паровым приводом, которая катилась по рельсам,
проложенным вдоль внешнего корпуса машины. Для повышения эффективности работы
на внешнюю сторону корпуса были приделаны лопасти.

 

Сферическая форма, как и в случае с цилиндрической
конструкцией Кнаппа, диктовалась стремлением защитить корабль от действия ветра
и волн. Правда, от качки аппарат все равно не был застрахован, а сферическая
форма корпуса создавала дополнительные проблемы. Конструкция получалась
чрезмерно большой, особенно критичной была осадка. В случае изготовления
сферического корабля размером с океанский лайнер его осадка составила бы
несколько десятков метров, то есть ни в один порт такой аппарат не смог бы
зайти. К тому же внутренние объемы такого сферического корабля оказались бы
нерационально заполнены. Одним словом, были созданы идеальные условия для
патента, который не имел ни единого шанса для реализации в металле.

 

 

Не стала серийной и другая конструкция, созданная на родине
танков — в Великобритании. Назвать то, что там разработали, сферической боевой
машиной нельзя, но родственные связи налицо. Дело в том, что созданный в недрах
Управления по разработке различных вооружений (Directorate of Miscellaneous
Weapons Development, сокращенно DMWD) аппарат был выполнен по схеме дицикла. В
историю данная разработка вошла как Grand Panjandrum (в вольном переводе звучит
как «Большая шишка»).

 

DMWD, которое функционировало при Адмиралтействе, занималось
научными изысканиями в области вооружения, с завидным постоянством выдавая при
этом аппараты не от мира сего. К примеру, именно там придумали цилиндрические
боеприпасы, которые сбрасывали с бомбардировщиков на немецкие дамбы. Grand
Panjandrum в этой линейке образцов артиллерийского сна разума выглядел вполне
достойным представителем. Устройство, разработанное Невилем Шутом (Nevil
Shute), представляло собой два деревянных колеса диаметром 3 метра, между
которыми крепился цилиндрический корпус, начиненный взрывчаткой. Двигалось
устройство при помощи пороховых ракет, размещенных на колесах. Целью для Grand
Panjandrum выступали немецкие укрепления на Атлантическом валу.

 

В отличие от аналогичных проектов, которые испытывались в
обстановке секретности, Grand Panjandrum тестировался при большом стечении
любопытных на пляже Westward Но! Подобная вольность

 

может объясняться тем, что Военное Министерство
рассматривало творение Невиля Шута скорее как информационное оружие. Благодаря
такому ходу Grand Panjandrum стал единственным среди боевых сферических и
цилиндрических машин образцом, который оказался не только сфотографирован, но и
снят на видео. Съемки получились, скажем так, весьма эффектными. Конструкция
машины оказалась с хроническим недостатком: в ходе испытаний установленные в
колесах ракеты нередко срывались с креплений, после чего Grand Panjandrum
становился абсолютно неуправляемым. В результате устройство вошло в историю как
один из технических курьезов, не вышедший за рамки опытного образца. Впрочем,
грохочущую и кувыркающуюся конструкцию запомнили: ее регулярно показывают в
хронике, а в 2009 году построили реплику, которая привычно разлетелась
вдребезги.

 

По другую сторону Атлантики также задумывались о создании
сферических боевых машин. Еще в январе 1940 года Джон Рейлей (John Е. Reilley)
из Сиэтла, штат Вашингтон, запатентовал «Сферическую машину», которая
предназначалась как для мирных, так и для военных целей. Проект под патентным
номером US2267254 был выполнен по схеме шара-моноцикла с центральным колесом по
центру. Окна или хотя бы смотровые щели в носовой части отсутствовали, зато там
размещались двери. Проблема обзора решалась весьма оригинально: перед водителем
размещалась конструкция, напоминающая дальномер. Для сохранения смотрового
аппарата в горизонтальном положении к нему на сложной системе крепился
противовес, размещенный позади корпуса. На этой же системе крепились и фары.
Испытать в боевых условиях аппарат и его смотровой прибор не удалось — проект
так и остался в виде авторского свидетельства.

 

Не вышла из стадии патента и конструкция, которую автор
назвал «Ав-топерисфера». Изобрел ее Дональд Шухарт (Donald V. Shuhart) из
Форт-Уэрта, штат Техас, его заявку под номером US2326400 зарегистрировали

 

10 августа 1943 года. Надо сказать, что между «Автоперисферой»
и сферической машиной Джона Рейлея было немало общего. На «Автопе-рисфере» была
установлена система, также напоминающая дальномер. Кроме того, творение Шухарта
также было выполнено по схеме моноцикла, но на сей раз в роли колеса выступала
вся поверхность внешней оболочки.

 

Создатель «Автоперисферы» позиционировал ее как военную
машину, впрочем, подобное применение выглядело весьма сомнительным. Места для
установки вооружения на ней отсутствовали как класс. В лучшем случае этот
аппарат мог разве что давить вражескую пехоту и объекты, но к моменту создания
противотанковые средства оставляли мало шансов для его выживания. К тому же
машина являлась амфибией, то есть толщина брони оказывалась небольшой.

 

Единственным вооруженным проектом сферической боевой машины,
разработанным в годы Второй мировой войны, стало изобретение Элая Агхнидеса
(Elie Р. Aghnides) из Нью-Йорка. Интересно, что до того Агхнидес занимался
фильтрами для воды, на которые получил несколько патентов. Ничего кардинально
нового в его патенте не было: во многом изобретение повторяло «Бронированный
шар» Ричардсона.

 

Аппарат представлял собой бронированную машину, выполненную
по типу шара-дицикла. Сферические полушария имели оребрение для повышения
сцепления с грунтом, также оребрение выполняло роль лопастей (машина должна
была также и плавать). Существенным отличием от шаротанка Ричардсона было
наличие в носовой и кормовой частях центральной секции машины небольших колес,
которые препятствовали проворачиванию корпуса при движении. Водитель,
размещавшийся в носовой части машины, выполнял также роль стрелка: он вел огонь
из пулемета, находившегося в шаровой установке. Принципиально такую машину
вполне можно было построить, другое дело, что она оказалась никому не
интересной. Тем более патент под номером US2372043 изобретатель получил 20
марта 1945 года, когда исход Второй мировой войны выглядел очевидным и военные
программы постепенно сворачивались.

 

Итог мозгового штурма, длившегося четверть века, оказался
неутешителен. За это время было построено всего три аппарата, претендовавших на
роль военной техники. То, что ни один из них в итоге не попал в серию, не столь
уж удивительно. Случаи, когда изобретения по той или иной причине оказывались
ненужными, нередки. Удивительно другое: за прошедшую четверть века было
запатентовано менее двух десятков аппаратов сферической или цилиндрической
формы. Для такого большого временного промежутка это очень мало, особенно если
учитывать настоящий взрыв инноваций, происходивший в первой половине XX века. Даже
Вторая мировая война, которая подхлестнула инженерную мысль, мало что изменила.

 

В этом смысле очень интересно взглянуть, что происходило в
это время в Советском Союзе. Надо сказать, что шаротанки в СССР патентовались,
как минимум на один из них в 1929 году было получено авторское свидетельство.
Тема изобретательства подобных конструкций в 1920—1930-е годы еще ждет своих
исследователей, нас же интересует период с конца 1940-го по конец 1945 года.
Так вот, в указанный временной промежуток советские отделы изобретений получили
более полусотни предложений. Изобретения оказались настолько многочисленными и
разнообразными, что их пришлось разделять на несколько глав.

Be the first to comment on "Мировой опыт в строительстве шарообразных танков"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*