ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ЗДАНИЙ ПОД ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ОБЪЕКТЫ
В условиях сформировавшейся сети культурно-зрелищных учреждений города приспособление исторических зданий под объекты театрального назначения обрело значительные масштабы. В Москве за 1975—1979 гг. малые сцены были созданы при 12 театрах как за счет поиска внутренних резервов, так и приспособления нетеатральных помещений — 1. Из 16 театральных коллективов Киева 7 функционируют в приспособленных зданиях, 6 еще не имеют своей сценической площадки.
Это явление предопределено социальными, градостроительными, внутритеатральными и экономическими факторами. Социальные предпосылки определяются необходимостью совершенствования сети культурного обслуживания, сохранения и использования историко-архитектурного наследия.
Реконструкция городов и современное использование исторической застройки стали одним из главных направлений развития градостроительной науки. Сохранение исторической застройки невозможно без ее реконструкции, так как это не организация заповедно-музейных зон, а создание условий для полноценного существования человека.
Методические рекомендации по системной организации и формированию комплексов учреждений культуры на основе исторической застройки Москвы разработаны
О.Р. Шмидт, в которых показано, что учреждения культуры, не являясь единственно возможным видом использования, наиболее полно отвечают задаче сохранения и социальной активизации исторической застройки.
Система культурного обслуживания призвана способствовать решению задач по улучшению идеологической, политико-воспитательной работы, нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышать их культурный уровень.
Количественные недостатки системы культурного обслуживания выражаются в диспропорции развития и низких показателях обеспеченности отдельных отраслей. Ее совершенствование предполагает регулирование пропорций и темпов развития учреждений по отраслям с учетом тенденций их развития. В частности, это означает опережающее развитие уникальных учреждений культуры (театры, концертные и выставочные залы, музеи) в центральных районах города.
Градостроительные предпосылки обусловлены необходимостью сосредоточения театрально-зрелищных объектов, главным образом, в центральных, исторически сложившихся районах города. Вывод о концентрации театрально-зрелищных учреждений в центре города сделан МНИИП на основании опыта функционирования театров в новых районах Москвы и проведенных социологических исследований. Новое строительство в центральных районах ограничено. В то же время фонд застройки, подлежащий сохранению и использованию в историческом центре, например в Москве, составляет до 85 %.
Развитие общественных и творческих задач, усложнение внутренних процессов роста театра, неудовлетворительное состояние материально-технической базы являются побудительной силой к активной реконструктивной деятельности. Поэтому обновление сложившейся материально-пространственной среды и приспособление нетеатральных помещений достигли значительных масштабов и становятся повсеместным явлением.
Внутритеатральные потребности развития обусловили образование малых сцен, экспериментальных площадок внутри театров и в отдельно стоящих приспособленных помещениях. К малым театрам и театральным залам относятся самостоятельные театральные сооружения и залы, являющиеся составными элементами театрального комплекса, вместимостью до 500 зрителей.
Значение закономерного и самостоятельного явления в современном театральном организме — малого театрального пространства — состоит в следующем: значительных социальных функциях (средство интимного диалога со зрителем, активное включение его в спектакль, формирование подготовленной аудитории); наличии экспериментальной площадки школы актерского и режиссерского мастерства; возможности показа работ творческой молодежи (как правило, это трибуна молодых); наличии оборудованного репетиционного помещения; хорошей адаптации спектаклей, подготовленных в малом зале, для выезда.
На малый зал возлагается функция поиска и эксперимента, так как именно он раскрывает все потенции современной театральной культуры.
В зависимости от сценографического и архитектурного решений, обусловленных характером эксплуатации, широкий диапазон малых залов подразделен С. В. Гнедовским на четыре основные группы [2, с. 6]:
студийные залы для осуществления экспериментальных постановок;
малые залы камерных театров или многозальных комплексов;
учебные залы театральных вузов;
залы универсального назначения в составе многофункциональных комплексов.
По мнению А. Бокова, проблема увеличения количества зрительских мест и разнообразия, неповторимости каждого театра решалась бы полнее и полноценнее, если бы вместо парадного здания с одним залом большой вместимости приспосабливали, реконструировали и строили десяток помещений под небольшие и разные по жанру театры.
В условиях временного ограничения капитальных вложений на новые объекты культуры роль реконструкции особо велика, так как она становится основным средством развития сети этих учреждений. Объем целесообразных затрат, вкладываемых в реконструкцию зданий в различных странах, составляет 30—70 % общей стоимости модернизируемых зданий.
Для камерных театральных пространств обживают, используют различные типы исторических зданий исходя из бывшего их функционального назначения — клубные здания, дворцы, крупные усадебные дома, культовые, административно-учебные, промышленные и складские сооружения. Как правило, используют здания высокой степени историко-архитектурной ценности, относящиеся к исторической застройке.
В зависимости от архитектурно-художественной ценности здания и его отношения с городской средой МНИИП предложены три степени изменения приспосабливаемой объемно-пространственной структуры: соответствие, перестройка и пристройка.
Применение предложенной градации изменения структуры к анализу практики приспособления театрально-зрелищных зданий позволило выявить приемы и средства в каждой указанной группе (см. рисунок).
Первая группа приемов целесообразна в условиях высокой архитектурной и исторической ценности здания, когда необходимо полное соответствие планировочных, функциональных и эстетических параметров используемого здания аналогичным требованиям размещаемого объекта, т. е. вписывание условно необходимой модели в существующую объемно-планировочную структуру, ее полнее сохранение. Этот прием характерен при приспособлении культовых зданий под концертные залы. Историческое здание в данном случае становится также объектом осмотра.
Примерами размещения концертных залов в культовых сооружениях являются Дом органной и камерной музыки в Киеве, зал филармонии в Перми, Домский собор в Риге, концертный зал в Галле (ГДР).
Второй подход к практике приспособления сохранения здания высокой историко-архитектурной ценности заключается во встройке нового зала в существующую зальную планировочную структуру, объем которой значительно превышает необходимый. Такой иррациональный прием использования объема позволил сохранить объемно-планировочную структуру биржи в Манчестере (Англия), железнодорожного вокзала в Париже (Франция), библиотеки в Олджени (США) при приспособлении их под театры и театральные залы.
Преобразование, изменение (перестройка) внутреннего пространства возможны, если в приспосабливаемом здании не сохранились первоначальная планировка, отделка или они не имеют значительной архитектурно-исторической ценности. При этом можно выделить два подхода к решению приема:
изменение планировочной структуры приспосабливаемого здания при сохранении конструктивной схемы;
изменение всей объемно-планировочной структуры, т. е. встройка новой в границах наружного ограждения.
Путем изменения планировочной структуры исторического здания решено приспособление малых залов театров им. Моссовета, на Малой Бронной в Москве.
Значительное распространение в практике приспособления получил второй прием изменения внутреннего пространства. В существующую наружную оболочку встроены театральные залы в Керменде (ВНР), в Ванкувере (Канада), театр в Марселе (Франция). С использованием этих двух приемов решена функциональная схема малого зала театра на Таганке в Москве.
Изменение существующей структуры исторического здания возможно также благодаря ее увеличению, функциональному «обрастанию». Эта группа приемов заключается в изменении объемно-планировочной структуры приспосабливаемого здания путем пристройки отдельных помещений, надстройки, подключения рядом стоящих зданий с устройством технологической связи и использования подземного пространства под зданием либо рядом под свободными территориями.
Функциональное «обрастание» позволяет дополнить недостающие группы помещений, упорядочить их взаимосвязи, разделить потоки движения посетителей и персонала в структуре с исходным недостающим объемом. Как правило, рассматриваемая группа приемов в практике приспособления встречается в комплексе с другими средствами.
Так, функциональная схема театра молодежи в Литовской ССР наряду с использованием других способов решена путем пристройки вспомогательных помещений сценического комплекса, надстройки блока артистических, а театра в Ганновере (ФРГ) — пристройки группы помещений, обслуживающей зрителей, и складской группы, использования подземного пространства для размещения технологических служб театра.
К особой группе могут быть отнесены способы активного использования городской среды, мероприятия по интенсификации использования участка благодаря сдвижке здания, «театрализации» пространства с целью обеспечения всех градостроительных условий (подъезды, стоянки), технологических удобств (загрузка, подъезды), определенного эмоционального настроя и комфортных условий для зрителей (места для отдыха, кафе). «Театрализация» предусматривает не только органичный охват окружающего пространства города, но и времени зрителей до и после спектакля. Пока эта группа приемов в практике находит скромное выражение, но они очень важны в условиях реконструкции
С учетом этих требований выполнены приспособление театра молодежи и реконструкции театра драмы в Вильнюсе, театра оперы и балета в Днепропетровске, драматического театра в Симферополе.
На основании анализа отечественного и зарубежного опыта установлено, что историко-архитектурная ценность и характеристики материально-пространственной структуры обусловливают степень ее изменения. Социально-функциональные требования, определяющие функциональную модель объекта, влияют на выбор способа каждой группы приемов.
Функциональную структуру театральных залов в условиях приспособления образуют три-четыре группы помещений, театров малой вместимости — до восьми групп.
Выявлено, что при формировании театральных и концертных залов на основе исторической застройки используют одно здание, а при организации камерных театров происходит «срастание» нескольких зданий (от двух до пяти).
Комплекс требований к функциональной модели, количество приспосабливаемых зданий предопределяют следующее:
при формировании театральных залов малой вместимости в исторических зданиях используют, как правило, один из приемов внутреннего преобразования;
приспособлению камерных театров характерны комбинация способов изменения внутреннего пространства и увеличение существующей структуры зданий.
Р. А. Раковицын, канд. архитектуры
Be the first to comment on "ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ЗДАНИЙ ПОД ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ОБЪЕКТЫ"