СКАЧКИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Заезды колесниц первоначально были частью религиозных празднеств, но постепенно стали весьма популярным развлечением. Скачки проводились на специальных ипподромах, называемых цирками, и всегда привлекали огромные толпы людей. Самым крупным ипподромом был Большой цирк (Circus Maximus)- он вмещал до 250 тысяч человек — больше, чем любое современное спортивное сооружение.

 

НАЧАЛО ДНЯ

 

На скачки допускались лишь римские граждане и члены их семей. Зрители начинали стекаться в цирк еще на заре, чтобы занять места получше.

 

В отличие от игр в амфитеатре, мужчины и женщины здесь могли сидеть вместе. Овидий писал, что цирк был удобным местом для того, чтобы присмотреть себе подружку или дружка. Представление начиналось с парада, его открывали музыканты под предводительством магистрата, ответственного за проведение игр. Это мог быть влиятельный сенатор или сам император.

 

За ним и его свитой следовали музыканты и жрецы, несущие изображения богов.

 

Фрагмент римской мозаики, изображающей наездника-победителя и его коня. Колесницы мчались, огибая центральный барьер (спину), на каждом конце которого располагалось по три конических столба.
Фрагмент римской мозаики, изображающей наездника-победителя и его коня.
Колесницы мчались, огибая центральный барьер (спину), на каждом конце которого располагалось по три конических столба.

 

«… И ОНИ ПОМЧАЛИСЬ!»

 

По сигнаот трубы распорядитель игр поднимал белый платок и бросал его на арену. Тотчас распахивались ворота, и на ипподром устремлялись колесницы — заезд начинался. Крут надо было объехать семь раз против часовой стрелки. Колесницы обычно были запряжены парой или четверкой лошадей, но для того, чтобы придать соревнованиям остроту могли запрячь шест ь, а то и восемь лошадей — ведь чем больше лошадей, тем труднее управлять колесницей. Чтобы на полном ходу не вылететь из колесницы, возницы привязывали вожжи к поясу. Каждый возница носил легкий шлем, закрывающий лоб и щеки, и был вооружен ножом, чтобы обрезать поводья, если колесница перевернется.

 

ПОВОРОТ У МЕТЫ

 

Самым трудным участком заезда был повороту начальных и конечных мет (столбов старта и финиша) на концах арены. Соревнуясь за выгодную позицию, возницы старались очутиться как можно ближе к центральному барьеру — спине. Колесницы часто сталкивались и на глазах у публики разбивались, задерживая идущие следом. Увечья и даже гибель возниц были обычным делом.

 

На рисунке изображены колесницы, огибающие мету во время заезда на арене Большого цирка.
На рисунке изображены колесницы, огибающие мету во время заезда на арене Большого цирка.

 

СЛАВА И ФОРТУНА

 

Среди возниц большинство составляли рабы, но были также профессионалы, выступавшие за плату. Победители получали в награду огромные деньги, драгоценные ткани и пальмовую ветвь — символ победы — и сразу становились знаменитыми. Их жизнь была исполнена славы, но могла оказаться недолгой — многие погибали, едва разменяв третий десяток.

 

КОМАНДНЫЙ ДУХ

 

Возницы обычно представляли одну из четырех команд — красных, синих, белых или зеленых. Каждая из них выставляла по одной колеснице. Перед началом скачек болельщики устраивали пари и даже обращались к прорицателям, чтобы узнать имя победителя.

 

Они шумно приветствовали появление возниц своей «партии». Накал страстей был столь велик, что нередко между болельщиками вспыхивали драки.

 

  • При прохождении колесницами очередного круга с мет снимали одно бронзовое яйцо или переворачивали одного дельфина.
  • В заезде могло участвовать до 12 колесниц. Во времена Империи в день обычно проходило 20-24 заезда.
  • Пальмовая ветвь была у римлян символом победы.

 

Для тех, кому интересны системы бронирования, предназначена эта ссылка. Огромное количество тематической информации, поданной в красивом виде.

Be the first to comment on "СКАЧКИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*