Безартикуляционное чтение

Безартикуляционное чтениеБезартикуляционное чтениеБезартикуляционное чтение представляет собой непосредственную идентификацию графического образа слова с его реальным, жизненным содержанием — значением, максимально игнорируя языковомоторный анализатор. Основу такой привычки мы уже сформировали.

Полностью исключить языковомоторные акты по процессу чтения невозможно, поскольку умственная деятельность опосредствована именно ими. Поэтому перед нами возникает задача, в конце концов, перенести языковомоторику из функции обеспечения чтения полностью в сферу сопровождения умственной деятельности по поводу прочитанного материала. Это такой уровень развития чтения, когда сам по себе сложный процесс вмещается в пределах операции и обслуживает более сложную интеллектуальную деятельность — обдумывание, переживание, вспоминание и все, что возникает в сознании в процессе общения с книгой.

Легко можно проследить промежуточную стадию — читатель и образ. Например, связка образов Обломов и Штольц безусловно дает вывод о том, что Андрей Штольц друг Обломова, который является одним из центральных героев романа. Но если читатель периодически отвлекается от чтения и некоторое время обдумывает прочитанное, сравнивая со своим опытом и знаниями. Развитая форма — одновременное чтение-обдумывание. Расхождение чтения и мысли можно наблюдать и в нерациональной форме: глаза механически скользят по строке, а мысли заняты другим. Закономерная тенденция укрупнения единиц деятельности в этом случае заключается в том, что объединяются чтения и активный умственный процесс. Объективным критерием достижения такого уровня при условии осмысленного чтения (а не механического) было бы значительное расхождение артикуляционной модели текста, который фиксируется специальными приборами при громком чтении и при быстром молчаливом чтении того самого текста с глубоким обдумыванием прочитанного.

Определенное значение имеет также оптимизация движений глаз. В период «отхода» ученика за границы звукового ориентиру, при чтении от 200 до 300 слов за минуту и больше, происходят существенные изменения траектории движений глаз. Вместо плавно-поступательного движения слева направо, строка за строкой, читатель словно бы высвечивает для себя ключевые смысловые блоки и двигается большими бросками от одного до другого.

Работа со звуковым ориентиром в меру автоматизации опыта прохождения позволила сформировать «легкость» взгляда — вместо сосредоточенного «топтания» по строке во время несовершенного чтения, как это годами происходит на традиционных уроках, появляется возможность легко плыть взглядом по тексту. Ведь необходимость не потерять место, которое звучит из пленки, уже после двух-трех месяцев тренинга не требует такой концентрации взгляда на отдельном слове, как это происходит при громкому или плохом самостоятельном чтении.

«Легкость» взгляда не является научной категорией. Здесь тяжело подобрать адекватное определение. Но именно поисковая активность глаз, которая осуществлялась на протяжении такое продолжительного времени во время работы со звуковым ориентиром, обеспечили нормальное придавленное развитие функции «высвечивания» смысловых акцентов.

Сравните, что происходит по традиционного обучения, привязанного к артикуляции и озвучиванию текста. Глаза прикованы к отдельному слову, пониманию, яркий пример такого действия проявляется при написании сочинения по литературе: «После бала», где определеные слова сразу обращают на себя внимание. Поэтому мысль по поводу прочитанного блокируется артикуляционными трудностями, скорость считывания и понимание ограничена артикуляцией, скорость мышления ограничена развернутой внутренней речам, возникновение образный ряд блокирован.

Таким образом, кроме изложенных достоинств, минимально загружает зрительный анализатор и создает щадящий режим для глаз. При сниженной физиологической нагрузке значительно увеличивается интенсивность внутренних интеллектуальных и эмоциональных процессов, что является главной материей чтения. Созданный режим работы раскрывает и развивает интегрированные психические процессы, например функцию видения, которое есть не столько психофизиологическим процессом, реализованным зрительным анализатором и соответствующими структурами мозга, а и процессом сознания в целом.

Таким образом, разгружается также артикуляционный аппарат, тем самым, с одной стороны, блокирования функций, которые подавлялись его работой, с другого — он остается свободным для активного пользования не в режиме воспроизведения, а в активном — для выражения мыслей и чувств. Доминирующим стимулом артикуляционной активности теперь есть не внешний графический текст, а внутренняя жизнедеятельность личности.

Be the first to comment on "Безартикуляционное чтение"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*