Крупнейшим сооружением, построенным по проектам института, является Волжский автомобильный завод. На берегу Куйбышевского водохранилища раскинулась зеленая зона отдыха и жилья, которая отделяется от промышленности широкой санитарно-защитной зоной. Здесь проходит шоссе, связывающее новые районы города с существующими. Железнодорожный транспорт вынесен за промышленную зону и не мешает связям жилья и производств.
Камский автозавод в Набережных Челнах по своей структуре значительно отличается от ВАЗа. Он состоит из шести самостоятельных заводов, размещающихся на трех отдельных площадках одного промышленного узла. При проектировании строительной части использованы технические решения, принятые на ВАЗе. Условия постоянной модернизации технологических процессов производства обеспечиваются размещением основных производств в крупных сблокированных зданиях с укрупненной сеткой колонн, с минимальным количеством внутренних степ и перегородок. Унификация параметров зданий обеспечивается единой сеткой колонн 12X24 м и реже 12X30 и при высотах 8,4; 10,8; 12,6 м.
Комплекс предприятий электротехнической промышленности в Минусинске запроектирован с учетом новейших достижений архитектурной науки и строительной техники. Особое внимание обращено на гармоничное сочетание города и промышленности. Основная группа предприятий (12 заводов) размещена в восточной промышленной зоне в трех блоках, в каждом из которых находится от 3 до 5 заводов. Такой принцип расположения заводов дает возможность самостоятельного функционирования каждого из них независимо от степени завершенности строительства всего комплекса, который будет выполняться в три этапа.
При размещении предприятий предусмотрены удобные вводы грузовых и пассажирских подъездных путей без пересечения основных потоков. Корпуса заводов в каждом блоке расположены так, что своими фасадными сторонами образуют замкнутую с трех сторон обширную площадь (курдонер). Этот планировочный принцип позволил организовать глубокие вводы общественного транспорта в курдонер, максимально приблизив их к входам на предприятия. На площади каждого блока планируется разместить административные здания для заводов блока.
Наряду с решением экономических и инженерных задач по планировке промузла большое внимание было уделено архитектурной организации промышленных территорий. Применение нового приема в архитектурно-планировочном формировании промузла, размещение основных производств электротехнической промышленности в двухэтажных зданиях позволят создать выразительный архитектурный облик промышленного комплекса.
Перед институтом стоят большие задачи по дальнейшему совершенствованию объемно-планировочных решений, повышению экономической эффективности строительства, созданию высокого качества архитектуры
По проектам института строятся новые гиганты гидроэнергетики — Усть-Илимская, Саяно-Шушенская, Нурекская ГЭС, построены Красноярская, Саратовская ГЭС, Асуанская гидроэлектростанция на р. Нил в Египте и многие другие. Строительство гидроузлов является, как правило, основой создания крупных территориально-промышленных комплексов в малообжитых районах Сибири и Дальнего Востока, активно способствует дальнейшему развитию производительных сил в уже освоенных районах.
За последние годы значительно расширилась тематика проектных работ, выполняемых институтом. Разрабатывались проекты Усть-Илимской, Рижской и Чебоксарской ГЭС. Ведется строительство Курской, Чернобыльской и Смоленской атомных электростанций. Необходимость покрытия острых дефицитов пиковой энергии выдвинуло задачу разработки проектов гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС). Эти новые типы гидротехнических сооружений основаны на рациональном использовании электрической энергии и энергии воды. В часы избытка энергии в системе станции перекачивают воду в верхний бассейн. В период пиковых нагрузок она поступает на гидроэлектростанции и отдает электроэнергию в сеть. Агрегаты ГАЭС работают в двойном режиме (как насосы и как гидротурбины).
Большое внимание в работах московских подразделений Гидропроекта уделяется поиску новых компоновочных решений гидроузлов, отвечающих высоким техническим, экономическим и эстетическим требованиям нашего времени. В построенных п строящихся на равнинных реках гидроэлектростанциях с успехом используются принципы совмещения зданий ГЭС с водосбросными сооружениями. Это раскрывает новые возможности для решения объемно-пространственной композиции протяженных ГЭС.
Переход к строительству гидроузлов в сложных топографических и инженерно-геологических условиях потребовал поиска облегченных типов плотин, а также плотин с широким использованием местных строительных материалов. Усилия архитекторов направлены на выявление пластических свойств бетона в арочных плотинах, на поиски с учетом особенностей организации работ наиболее выразительного решения плотин из местных материалов.
Значительные изменения за последние годы произошли в компоновке машинных залов ГЭС, являющихся важным элементом композиции каждого гидроузла. В настоящее время преимущественное распространение получили машинные залы с закрытым расположением оборудования. В создаваемых проектах намечается тенденция отхода от традиционного компоновочного решения машинного зала, в котором агрегаты расположены на одной оси. Так, для Токтогульской ГЭС принята система размещения агрегатов в два ряда; для Хагорской ГАЭС разрабатывается вариант круглого машинного зала. По проекту московских подразделений института сооружена Саратовская ГЭС им. Ленинского комсомола мощностью 1,36 млн. кВт. Государственная комиссия оценила архитектурное решение ГЭС на «отлично». Саратовская ГЭС — это часть крупного энергопромышленного комплекса, в состав которого входят промышленные предприятия и г. Балаково. Конструктивная особенность ГЭС состоит в широком применении сборных железобетонных элементов. Здесь впервые в мировой практике гидростроительства устанавливались крупноблочные сборные железобетонные элементы массой до 200 т, была разработана высокоиндустриальная технология их монтажа.
Судоходные сооружения, образующие автономный комплекс, отделены от ГЭС районами старой и новой жилой застройки, связаны с ней автомобильной и железной дорогами. Шлюз и верховой канал органически вливаются в планировочную структуру города, обогащая ее водными пространствами и архитектурой судоходных сооружений. Возведение комплекса сооружений Саратовской ГЭС еще раз показало, что там, где архитектор и инженер работают в тесном контакте, совместно решая творческие задачи, архитектурный образ гидроузла получает оптимальную законченность и выразительность.
Be the first to comment on "Крупнейшим сооружением, построенным по проектам института, является Волжский автомобильный завод"