Загробная жизнь: во что верили древние
Как возникла религия? Таинственные росписи в пещерах Ласко, погребения неандертальцев и средиземноморские статуэтки Большой Матери проливают свет на первые шаги человеческой фантазии.
О происхождении религии известно мало. Археологические свидетельства духовной жизни в доисторическое время вызывают споры, поскольку письменных свидетельств не существует и нет достоверных данных, кому молились первые люди. Некоторые ученые ищут ответы, изучая ритуалы австралийских аборигенов и амазонских индейцев, другие —традиционные культы. Однако все они прошли долгую эволюцию, начало которой теряется во тьме веков.
Мы знаем, что неандертальцы, жившие примерно 50—100 тыс. лет назад, закапывали своих мертвецов. В некоторых могилах рядом со скелетами найдены кремневые орудия и другие изделия. Обнаружены черепа, окруженные кольцом камней или окрашенные охрой. Вероятно, все это говорит о вере в бессмертную душу или загробную жизнь, однако невозможно реконструировать мифологию или теологию по этим знакам внимания к останкам покойника. Многие погребения позднего палеолита тоже окрашены охрой, что свидетельствует о продолжении заботы о посмертном существовании.
Практика оставления в могилах личных вещей покойного характерна для примитивных обществ до сих пор. Считается, что эти вещи помогут усопшему в загробном существовании. Распространена также идея о сохранении в них его ее жизненной силы. Народы, не имеющие письменности, твердо верят в присутствие духов предков, которым надо поклоняться.
ДИАЛОГ СО СМЕРТЬЮ
Эта вера в духов помогает сохранять единство клана, подчеркивая общность происхождения его членов. Считается, что мертвые предки заботятся прежде всего о продолжении рода, поэтому ритуалы часто связаны со способностью дать потомство. Духи мертвых всегда рядом — их почитают или, если смерть была насильственной, боятся. Культ предков свидетельствует об убежденности в том, что душа человека имеет жизнь за пределами этого мира. Возможно, что и доисторические люди, проявляя знаки внимания к своим покойникам, разделяли эту убежденность.
Погребальные ритуалы можно считать первым проявлением религиозного чувства, но, вероятно, было бы ошибочно считать, что наши древние предки отделяли религию от чисто мирских забот. В традиционных обществах религия пронизывает все стороны человеческой жизни. Охота, например, не считается просто средством пропитания. Австралийские аборигены перед ней медитируют, молятся и совершают очищающие обряды. Выслеживая зверя, они чувствуют присутствие рядом их Первого охотника — героического прототипа, связь с которым позволяет выжить племени.
Этнографы заметили, что в дописьменных обществах от Сибири до Огненной Земли люди постоянно сознают, что в мире существует еще одно измерение — духовное. Иногда оно проявляется как некая безликая сила или как различные духи и божества, иногда как сам Верховный бог, сотворивший мир. Это духовное начало, часто называемое термином «мана», бессмертно и заполняет все вокруг. Оно есть в человеке, животных, растениях, камнях, воде, в небесных светилах. Оно может вызывать благоговение или страх, экстаз или раздумье. В этом смысле все вокруг одинаково божественно.
Мана невидима, но с ней можно связаться. Шаман, обязательно присутствующий в традиционных обществах, обученный технике транса, знает, как общаться с духами. Однако в той или иной мере такую способность ощущает каждый. И почти наверняка доисторические люди осознавали эту могущественную и священную силу.
Сейчас считается, что, хотя мана вездесуща, у некоторых людей и в некоторых объектах она проявляется особенно интенсивно. Поэтому без специальной подготовки их надо избегать, на них наложено табу. Например, обычные люди должны держаться на расстоянии от вождя, одаренного маной. В Индии, например, низшие касты не должны соприкасаться с брахманами.
Такое широкое понимание духовности проявляется и в поклонении тотему — объекту, с которым особым образом связано племя. Это может быть животное, растение, камень или река — то, в чем, как считается, заключен предок данной группы людей. Если тотем живой, охотиться или есть его нельзя — разве что в особых ритуальных случаях, служащих формой причащения, которое укрепляет связи членов клана с его духом. Такой обычай способствовал сохранению редких видов и экологического баланса, но на более высоком уровне он выражал ощущение единства человека с окружающей природой и потусторонним миром.
Вполне вероятно, что именно такие чувства вдохновляли авторов удивительных пещерных рисунков, появившихся 20-8 тыс. лет назад и обнаруженных, например, в пещерах Ласко или Альтамира (Испания). Эти изображения оленей, зубров и лошадей — животных, которые были важным источником пищи, очевидно, связаны с охотничьими ритуалами. Часто на рисунках животные утыканы копьями и стрелами. Возможно, художник полагал, что изображенная на рисунке удачная охота повлияет на реальную удачу. Труднодоступность мест таких росписей наводит на мысль об их культовом значении. Есть изображения, напоминающие человека, переодетого животным. Кто это — шаман, наряд которого отражает связь охотника с его добычей, или божество —покровитель зверей, или племенной тотем?
Если верно последнее, значит, в ту эпоху люди уже дошли до персонификации маны. Свидетельством служат и раскопанные в Средиземноморье и на Ближнем Востоке множество женских фигурок с огромными животами и грудью и гипертрофированными половыми признаками. Возможно, с развитием сельского хозяйства культ Большой Матери, от плодородия которой зависела вся жизнь, очевиднее всего воплощал духовную силу, приносящую жизнь.
РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ
Некоторые ученые считают, что религия возникла из магии — попыток управлять окружающим миром с помощью ритуалов. Однако это не объясняет поклонения священным объектам и празднеств в их честь, характерных для всех первобытных религий. Во многих случаях магия была предтечей науки, а не религии и, может быть, связана с совершенно иной областью нашей жизни.
Трудно делать обобщения относительно этики и веры доисторических людей. В нынешних примитивных обществах существуют мифы о загробной жизни, зависящей от поведения человека на этом свете, что подразумевает какую-то форму Божьего суда. Но неясно, пришло ли это от их древней веры. В классическом же язычестве бессмертие считалось привилегией только богов.
По мере расширения власти человека над природой религия менялась. Возникало чувство отчуждения от окружающего мира. Духовное и святое сужало сферу своего влияния, концентрировалось в святых местах и персонажах, обитавших теперь в отдельном мире. Однако какие-то аспекты язычества отражали более древние представления. Афродита, Исида, Венера, Инанна, Астарта — все это были лишь новые обличия Большой Матери. Поклонение природе сохранилось в увязывании вполне антропоморфных божеств с находящимися в их ведении стихиями — солнцем, морем, ветром, землей. Это мифологическое триединство — людей, высших сил и окружающего мира — стало новым воплощением исходной идеи о божественной природе и одухотворенности всего, что существует в нашем мире.
Be the first to comment on "Загробная жизнь: во что верили древние"