на портал history-moments.ru, в мир истории, личностей, событий и дат...
Ваш history-moments.ru
Дорога в будущее: прибытие поезда
27-09-2012, 17:26
Дорога в будущее: прибытие поезда
Никто не изобретал собственно железную дорогу. Рельсы, сигналы и локомотивы создавались в течение трех веков для разных целей. Но в XIX в. все это было собрано вместе и преобразило мир.
Первый рельсовый транспорт был на конной тяге. От английских шахт XVIII в. лошади тянули к баржам тележки с углем по деревянным, а позднее чугунным рельсам. По такой ветке, связавшей металлургический завод в Мертир-Тидвиле с Гламорганским каналом, крошечный паровозик, построенный корнуоллским инженером Ричардом Тревитиком, потянул в 1804 г. цепочку платформ. Начался век паровой железной дороги.
В целом ее техническая доводка завершилась на линиях, обслуживающих шахты и заводы северо-востока Англии. В 1825 г. начался новый этап: между Стоктоном и Дарлингтоном был открыт железнодорожный путь, по которому могли теперь ездить и пас- сажиры. Правда, пока по ней ходила все еще конка, отличавшаяся от обычного дилижанса только тем, что колеса с ребордами катились по чугунным рельсам. Главная задача такого транспорта всем была ясна: перевозка не людей, а грузов.
Следующим этапом стало строительство под руководством Джорджа Стивенсона железнодорожной линии Ливерпуль — Манчестер. Многие все еще сомневались, хватит ли паровому локомотиву мощности и скорости для работы на такой длинной дистанции. Скептики умолкли в 1829 г., когда изобретенный сыном Стивенсона Робертом паровоз «Ракета» развил с целым составом нагруженных вагонов фантастическую скорость — 50 км/ч. Вскоре пассажирские поезда стали чудом века, однако главную прибыль давали товарные поезда, связывающие портовый Ливерпуль с текстильной глубинкой Ланкашира. Уголь для паровых машин на фабриках и сырье типа железа и хлопка заставляли прокладывать все новые и новые рельсы. К середине XIX в. Великобритания превратилась в ведущую промышленную державу мира, и с объемом ее грузоперевозок могли справляться только паровые железнодорожные составы.
РЕЛЬСЫ ОБЪЕДИНЯЮТ МИР
Вскоре английские инженеры стали строить железные дороги и в других странах. По линии Ливерпуль — Манчестер на фабрики везли хлопок, но прибывал он из Индии, а там с полей в порты его все еще доставляли на запряженных волами арбах. И вот от Бомбея к плантациям потянулись рельсы, которым пришлось извиваться серпантином по хребтам Западных Гат.
Инженеры оставляли за собой не только чугунные пути. В Кении лагерь строителей линии на Уганду превратился в город Найроби. Там, куда прокладывалась железная дорога, жизнь менялась. Появлялись поселенцы, росли города, прежде глухие уголки становились торгово-промышленными центрами. Железные дороги уже не обслуживали местные потребности: они создали сеть, связывавшую воедино рынки и предприятия всего мира.
Но главный их эффект был психологическим: люди, прежде с тревогой думавшие о путешествии в соседний город, стали запросто пересекать целые континенты.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.