«Божьи дети»

Романтический взгляд из XIX в.: крестовый поход детей напоминает экскурсию воскресной школы, но действительность была мрачнее.Романтический взгляд из XIX в.: крестовый поход детей напоминает экскурсию воскресной школы, но действительность была мрачнее.

«Божьи дети»

В 1212 г. во Франции и Германии собрались толпы подростков, чтобы отправиться
в Святую землю. Их целью было освобождение Иерусалима от мусульман без оружия.

Вряд ли кто-то из неорганизованных групп крестьянских детей, двинувшихся в 1212 г. к Святой земле, достиг ее. Однако мысль о возможности освобождения Иерусалима руками фанатично верующих бедняков всерьез занимала воображение современников. Летописец называет этот крестовый поход детей «чудом… никогда прежде не слыханным в мире».

О печальной судьбе его участников рассказывают разное. Считается, что некоторые, несмотря на все тяготы пути, все же дошли до Марселя, где коварные купцы предложили им бесплатно переправиться в Палестину. Подростков повезли на семи больших кораблях, из которых два затонули, а пять прибыли в Александрию, где пассажиров продали в рабство, и они окончили свой путь, прислуживая багдадскому халифу.

НЕПОРОЧНОСТЬ БЕДНОСТИ

Предпосылкой для этих событий стали крестовые походы взрослых и популярное в ту эпоху стремление послужить Господу. В 1187 г. султан Саладин изгнал крестоносцев из Палестины, и попытки отбить ее, несмотря на подвиги Ричарда I Львиное Сердце, не принесли большого успеха. В 1204 г. Четвертый крестовый поход вообще не достиг Святой земли, завершившись разгромом православной выгодно смотрелось благочестие бедноты, особенно детей. В 1212 г. Папа призвал изгнать мусульман из Испании и еретиков катаров с юга Франции. Религиозный порыв соединился с мыслью об удаче, которая должна сопутство- к вать «избранным» праведникам.

Крестовый поход детей и подростков начался во Франции, где пастушок Стефан из Клуа поделился хлебом с пилигримом, признал в нем Христа, и тот дал ему письма для Филиппа II Французского. Собрав тысячи подростков, Стефан привел их в Сен-Дени под Парижем, где, по слухам, происходят чудеса. Вероятно, религиозное воображение подсказывало детям, что король возглавит их поход к Святой земле, но он велел им разойтись по домам. Небольшая часть их, видимо, добралась до Марселя.

В Германии молодежь повел из Кёльна 18-летний Николас, которому, по его словам, Бог поручил освободить Иерусалим. Некоторым из юных крестоносцев было не более

6 лет. Армию составляли в основном батраки, вдохновляемые верой, страстью к приключениям и возможностью покончить с нищенским существованием. Они шли пешком, без оружия и каких-либо припасов, некоторые даже босиком. Родители были в ужасе: хозяйства оставались без работников. Духовенство тоже сомневалось: крестовые походы объявляются Папой, а не простолюдинами.

Николас повел своих сторонников к морю — в Италию. Тяжелый переход знойным летом через Альпы заставил многих вернуться: одни поняли, насколько нереальна цель, другие просто не выдержали. Однако несколько тысяч детей во главе с Николасом добрались 25 августа 1212 г. до Генуи. Что было дальше, неясно. Возможно, некоторые и уплыли на восток, но большинство, скорее всего, вернулось по домам, где на них обрушились насмешки.

Несмотря на свой провал, крестовый поход детей произвел сильное впечатление на средневековое общество. Даже сейчас он остается символом благородного, хотя и беспомощного духовного порыва.
В крестовые походы отправились тысячи детей, не имевших ни малейшего шанса освободить Святую землю.В крестовые походы отправились тысячи детей, не имевших ни малейшего шанса освободить Святую землю.

Be the first to comment on "«Божьи дети»"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*