Великий Шёлковый путь

Великий Шелковый путь был проложен китайскими купцами во II в. до н.э. и оставался важнейшим маршрутом между Европой и Дальним Востоком до эпохи Возрождения.Великий Шелковый путь был проложен китайскими купцами во II в. до н.э. и оставался важнейшим маршрутом между Европой и Дальним Востоком до эпохи Возрождения.Великий Шёлковый путь

В древности между Римом и Китаем шла торговля предметами роскоши, которые с огромным риском перевозились через моря и пустыни.

Из всех товаров, поступавших в античную Европу с Востока, больше всего ценился китайский шелк. Впервые он появился в Средиземноморье около 500 г. до н.э. — вероятно, это был первый торговый контакт Европы с дальними странами Азии. Но затем многие столетия караваны верблюдов, лошадей, мулов и даже волов везли на себе товары через горы и пустыни по Великому Шелковому пути в Переднюю Азию.

Они покидали Китай у западного конца его Великой стены, шли через Центральную Азию, север Персии и Месопотамию к портам Средиземноморья. Редкие купцы проезжали весь путь до конца — большинство обслуживало отдельные его этапы, перепродавая и перегружая товар на транзитных рынках в оазисах. В дороге торговцы страдали от нападений кочевников и сурового климата, особенно к северу от Тибета и Гиндукуша. Здесь маршрут разделялся, чтобы обогнуть с двух сторон пустыню Такла-Макан, считавшуюся самой опасной в мире. Само ее название предупреждает путешественника о возможной участи: «Войдешь — не выйдешь».

ШЕЛКОВАЯ ТОРГОВЛЯ

Шелк носят в Китае как минимум с III тысячелетия до н.э., но вплоть до VI в., когда шелковичных червей вывезли оттуда контрабандисты, в Европе считали, что его нити растут на деревьях. С I в. шелковые наряды стали в Римской империи признаком большого богатства.

Но не только караванный путь связывал в ту эпоху Восток и Запад. Еще важнее были морские маршруты, по которым пряности из Индии и более отдаленных областей шли в порты Красного моря.

Эта торговля особенно выросла после 100 г. до н.э., когда древнеримские мореходы изучили систему муссонов, позволявшую не жаться к берегу, а пересе-
кать под парусом Индийский океан. Устойчивый ветер доводил судно от выхода из Красного моря до Индии (3218 км) всего за 20 суток.

Кроме шелка, римляне требовали пряностей и драгоценных камней, которые за огромные деньги продавались на рынках Восточного Средиземноморья, прежде всего в Антиохии и Александрии. Европейским купцам нечего было предложить взамен, кроме золота и серебра. Отток драгоценных металлов в Индию вызвал озабоченность Рима уже во времена императора Тиберия (14—37). В 22 г., по свидетельству историка Тацита, он обдумывал меры против роскоши, жалу-
ясь в письме сенату на «особенно женское расточительство, из-за которого наше богатство в обмен на побрякушки уходит в чужие и даже враждебные страны».

Однако римская торговля с Индией и Юго-Восточной Азией в I—II вв. процветала. Римские купцы изучили не только побережье, они проникали в глубь материка, наблюдая дворы центральноазиатских правителей. Те слали своих послов к римским императорам, в частности к Адриану и Антонину Пию. Можно представить, какой странной и чудесной казалась тогда европейцам Индия — с ее джунглями и пустынями, индусами и буддистами, с рассказами о еще более удивительных странах, например о «Золотой земле» (Малакке) — «самом дальнем крае обитаемого мира, лежащем прямо под восходящим солнцем».

 

Вот таким был Великий Шёлковый путь!

Китаянки XII в. разглаживают только что сотканную шелковую материю. Шелкоткачество было одной из важнейших женских обязанностей.Китаянки XII в. разглаживают только что сотканную шелковую материю. Шелкоткачество было одной из важнейших женских обязанностей.

Be the first to comment on "Великий Шёлковый путь"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*