Территория history-moments.ru - Shmarko
Перейти на главную страницуОтправить сообщениеНаш RSS канал

Немного исторической философии
» » Площадь Александра Невского – Невский проспект. История Санкт-Петербурга.
Ваш history-moments.ru

Площадь Александра Невского – Невский проспект. История Санкт-Петербурга.

19-04-2016, 22:03
history-moments.ru - люди, события, даты

Площадь Александра НевскогоПервоначальное название существовало с 1784 года и дано по Александре-Невскому монастырю. В 1857-1880-х годах называлась также площадью Александро-Невской лавры. Начала формироваться как узел проездов, ведущих к монастырю и Невскому проспекту от монастырской хозяйственно-складской зоны, расположенной по берегу Невы ниже монастыря (с 1887 года - Амбарная ул.), от Чернорецкой слободы, находившейся близ монастыря на берегу Черной речки (позже -р. Монастырки), дороги, параллельной Невскому проспекту (с 1836 года - Тележная ул.) и проезда к началу Архангело-городской почтовой дороги, идущей вверх по берегу Невы (собственно от Чернорецкой слободы сюда вели два проезда -известный с 1798 года как переулок в Чернорецкую слободу, названный в 1836 году Чернорецким переулком, и остававшийся до середины XX века безымянным проезд вдоль ограды монастыря - ныне Лаврский проезд).
Застройка площади и ее размеры определялись хозяйственной деятельностью монастыря, а в XIX веке развитием лавры и ее некрополей. Первой значительной постройкой на площади, определившей ее юго-восточную границу, стала возведенная в 1784-1786 годах по проекту И. Е. Старова надвратная церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», сменившая обращенную к Неве колокольню «на столбах». В 1806 году стены церкви были расписаны, а в 1860-м она отремонтирована под смотрением архитектора М. А. Щуру попа.
В 1868 году в связи со строительством на Лазаревском кладбище каменной церкви со склепом между оградой лавры и Архангелогородским шоссе ограда со стороны площади приняла дугообразную форму.
Спроектированная И. Е. Старовым в 1783-1789 годах площадь, завершающая Невский проспект, является одним из ранних петербургских образцов планировочного искусства.
Прилежащие к площади участки по выходящим на нее улицам принадлежали Александро-Невскому монастырю и использовались им для собственного строения, отдавались в аренду или продавались. Первые каменные сооружения здесь, вне территории монастыря, в 1789 году возвел арх. И. Е. Старов. Это жилые дома 177 и 190 по Невскому пр. и здание богадельни (Чернорецкий пер., 8)265.
13 июня 1902 года улице, проложенной от Невского проспекта к Херсонской улице, было дано название Александро-Невской (ныне - ул. Александра Невского). С 1923 по 1952 год площадь носила название Красной, а Александро-Невская улица с 1923 но 1956 год - улицы Красной площади. Возвращение исторического названия площади произошло после решения торжественно отметить в Ленинграде в мае 1950 года 150-летие со дня смерти А. В. Суворова, погребенного в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
В 1936 году «Ленинград стал третьим городом страны (после Москвы и Киева), в котором было организовано троллейбусное движение... В 12 часов 30 минут 21 октября... водитель Мочилин с кондуктором Сурковой повели первый ленинградский троллейбус в путь. Его маршрут прошел по Невскому проспекту от площади Труда до Красной площади»267.
В 1965 году открыто движение по мосту Александра Невского, самому длинному в городе (его длина 629, а с пандусами — более 900 метров). Мост, сооруженный по проекту А. С. Евдонина, А. В. Жука, С. Г. Майофиса, Ю. И. Синицы, связал берега Невы, открыв кратчайший путь из новостроек Охты и Красногвардейского района в центр города. С открытием моста площадь преобразилась. Были разрушены амбары, на их месте появилась примостовая транспортная развязка. От старых складских помещений осталось только несколько корпусов на левом берегу Обводного канала.
В 1974-1977 годах по проекту Д. С. Гольдгора, разработанном еще в 1965 году, на площади построена гостиница «Москва» (архитекторы Д. С. Гольдгор, В. Н. Щербин, Л. К. Варшавская) со встроенным наземным вестибюлем станции метро «Площадь Александра Невского». Наземный вестибюль находится в Чернорецком переулке. «Площадь Александра Невского» - это первая станция, с которой началась история Правобережной линии в 1985 году. Тин станции - ленинградская-колоиная. Отделка путевых стен выполнена в виде золотистых лат, которые должны напоминать о подвигах великого русского полководства. Колонны отделаны белым мрамором. Архитекторы Г. Н. Булдаков, А. П. Волкова, В. Н. Щербин, А. С. Гецкин, Н. В. Ромашкин-Тиманов.

Разное 0 0
Метки статьи:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 
(0)

Комментарии:

Оставить комментарий


 

 

Ваша оценка сайта?

Плохо
Нормально
Хорошо
Отлично
Он у меня в закладках!


История - люди, события, даты