1. Высший судебный орган французского королевства при «СТАРОМ ПОРЯДКЕ» — социально-политической системе, существовавшей с XVI в. до ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Впервые учрежденный в Париже в XII в., функционировал как апелляционный суд и как орган, выносящий окончательные судебные решения. С XV в. появились также провинциальные парламенты, например в Тулузе, Бордо и Ренне. Политическим весом они обязаны праву рассматривать королевские указы и принимать или отвергать их по своему усмотрению. Однако король всегда мог преодолеть решение парламента — как письменным указом, так и лично явившись на его заседание.
Начиная с XVI в. и вплоть до Французской революции парламенты систематически сопротивлялись проведению реформ, инициированных королевской властью. В 1648-1653 гг. парламент присоединился к восстанию аристократии, вошедшему в историю как Фронда. Могущество парламента продолжало расти на протяжении XVIII в., но в 1771 г. Людовик XV урезал его административные и политические полномочия. В 1774 г. Людовик XVI восстановил их в надежде на поддержку аристократии. Однако парламенты продолжали возглавлять оппозицию монархии, выступая как защитники свободы, но при этом выражая преимущественно интересы аристократии с ее привилегиями и блокируя все попытки финансовых реформ, необходимых для спасения Франции от разорения.
В итоге их сопротивление заставило короля в 1789 г. созвать Национальное собрание, или ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ, что спровоцировало начало Великой французской революции. В 1792 г. парламенты были упразднены как оплот привилегий и реакции.
2. Высший представительный законодательный орган власти в Великобритании, состоящий из монарха как главы государства, палаты лордов и палаты общин. Ведет свое происхождение с
XII в., когда король созывал баронов и прелатов на совет, из которого впоследствии образовалась палата лордов, и время от времени собирал рыцарей и горожан, представителей имеющих самоуправление городов. Парламент Симона де Монфора в 1265 г. и «образцовый» парламент Эдуарда I в 1295 г. представляли собой первые попытки организации представительной власти по сословному и территориальному принципу.
В XIV в. оформилась двухпалатная система, при которой лорды проводили заседания в одной палате, а рыцари и горожане — в другой. В это же время появились петиции, или билли, которые становились парламентскими актами, если получали одобрение короля. В XV в. для этого уже требовалось, кроме того, согласие большинства членов обеих палат. В период Реформации Генрих VIII использовал парламент для учреждения англиканской церкви. На протяжении XVI в. значение обеих палат росло по мере того, как монарх имел все меньше власти устанавливать налоги без их одобрения.
Карл I правил единолично в течение 11 лет — с 1629 по 1640 г., однако нехватка средств все-таки вынудила его созвать парламент, который тут же об-
винил монарха в деспотизме. Конфликт между ними перерос в ГРАЖДАНСКУЮ ВОИНУ, и победителем в ней оказался парламент. В период Республики в Великобритании у власти сначала стоял республиканский парламент (1649-1653), затем Оливер КРОМВЕЛЬ стал диктатором, или лордом-протектором. Парламент возобновил свою деятельность в 1659 г., через год после смерти Кромвеля.
В 1660 г. парламент подготовил реставрацию Карла II, а в 1688 г. передал власть Вильгельму III и Марии II. Законодательные акты, принятые в период так называемой Славной революции 1688 г., а также Акт о престолонаследии (1701) установили порядок отношений между королем, палатой лордов и палатой общин, действующий и по сей день. Однако вступление Великобритании в ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ означает, что в некоторых случаях парламентские акты могут быть отменены Европейским судом.
Be the first to comment on "Парламент"