Ступенчатое, террасное построение комплекса

Ступенчатое, террасное построение комплекса с относительно небольшой (4—5) этажностью зданий сливает его с гористым ландшафтом местности. Средствами архитектуры создаются различные условия восприятия и ощущений. В спальных корпусах, например, ощущение изоляции, тишины, достигается созданием небольших, изрезанных корпусов с внутренними двориками. Здесь пространство развивается от жилой комнаты через лоджию к внутреннему дворику и далее к широкой перспективе горного ландшафта. В общественной части комплекса, где собирается много людей, масштаб крупнее. Все сооружения расположены в парке, который разделен на верхнюю — деловую и хозяйственную часть и нижнюю — прогулочную и развлекательную. Обе части парка связаны вестибюлями и холлами.

Проектирование отдельных санаторно-курортных объектов массового строительства остается также важной задачей института. Широкое применение находят типовые проекты, разработанные на базе панельных конструкций серии 467 совместно с КБ по железобетону. За разработку и внедрение этих проектов авторы удостоены премии Совета Министров СССР.

Большого творческого успеха добился коллектив института в конкурсе по проектированию нового здания Музея В. И. Ленина в Москве. В этом ответственном конкурсе, явившемся большим творческим событием, приняли участие ведущие мастера и коллективы архитекторов страны. Три тура конкурса дали богатейший материал. Каждый из представленных вариантов является вкладом в архитектуру уникальных зданий большого идеологического содержания.

Коллектив института завоевал в конкурсе первую премию в первом туре 1969 г.; вторую премию (первая не присуждалась) во втором туре

1970— 1971 гг.; первую, вторую, третью и поощрительную премии во Всесоюзном открытом конкурсе 1971— 1972 гг.

 

 

 

Работа над проектами таких уникальных зданий, как Музей В. И. Ленина, Посольства СССР в ряде стран и др., во многом способствовала творческому росту специалистов Института. Проектирование общественных зданий по индивидуальной программе всегда развивает изобретательность, творческую инициативу зодчих, заставляет их искать новые оригинальные решения, пользоваться широкой палитрой строительных и отделочных материалов.

Из индивидуальных работ Института последних лет, отмеченных положительными отзывами в печати, грамотами или премиями, следует назвать здания Посольства СССР в Швеции, гостиницы «Камелия» и «Жемчужина» в Сочи, комплекс гостиницы «Домбай» и др.

Комплексы крупных административных и массовых зрелищных зданий, уникальные сооружения различных учреждений обычно формируют общественные центры городов. Правительственные здания, театры, музеи, Дома культуры, Дворцы спорта, библиотеки определяют архитектурный облик и выразительность городских ансамблей. Поэтому градостроительный подход к проектированию общественных зданий и комплексов последовательно осуществляется в работах института. Ансамблевый принцип застройки кладется в основу замысла не только центральных площадей и композиционных узлов крупнейших городов страны, но и отдельных административных зданий, культурно-зрелищных учреждений.

Возведение Ленинского Мемориала в Ульяновске придало старинному русскому городу новый масштаб, идейно-художественную выразительность. Площадь В. И. Ленина, став величественным центром столицы Узбекской ССР, преобразила Ташкент. Новые ансамбли центральных площадей возглавили пространственные композиции Перми, Йошкар-Олы. Осуществление спроектированных центральных площадей Томска, Тулы, Владимира, Владивостока, Новороссийска придает структуре этих городов новую организацию, большую выразительность.

Активное влияние на облик городов оказывают те современные здания, которые органично входят в градостроительную среду, в исторически сложившуюся застройку. Архитекторы института стремятся к многообразию, созданию для каждого города свойственных только ему зданий. Тщательное изучение местных природных условий градостроительной системы, городского и природного пейзажа, исторических особенностей, национальных традиций, местных материалов и строительных навыков помогает индивидуализировать художественный образ и объемно-пространственное решение сооружений одного п того же назначения с широким применением методов индустриального строительства. В Пскове и Владимире, например, важно было создать такие здания театров, которые бы гармонировали с архитектурой этих древнерусских городов, а в Алма-Ате и Фрунзе — театральные здания южного типа с особенностями национальной архитектуры. Трудно себе представить здание Музея В. И. Ленина в Ташкенте за пределами Узбекистана.

 

 

 

По проектам института выстроены новые театры в Липецке, Барнауле, Алма-Ате и Фрунзе, цирки в Сочи, Краснодаре, Курске, Калинине, Красноярске, Рязани, Гомеле, дома отдыха и санатории под Москвой, в Сочи, Ессентуках, Гагре. Лучшие из них получили широкое признание, отмечены Ленинскими и Государственными премиями Советов Министров СССР и РСФСР.

Формирование творческого лица коллектива института неразрывно связано с созданием уникальных сооружений, посвященных великому вождю: Ленинский Мемориал в Ульяновске; Музей В. И. Ленина в Ташкенте; конкурсные проекты (нескольких туров) Музея В. И. Ленина в Москве, среди которых три проекта только последнего открытого конкурса были отмечены премиями, Дом проектных организаций на проспекте Вернадского, Институт мировой экономики на Профсоюзной улице, спортивные комплексы автозавода им. Комплексная структура научно-исследовательского и проектного института предопределила возможность решения градостроительных и архитектурных задач на основе плодотворного взаимодействия науки и практики. Формирование комплексов, играющих видную роль в структуре всего города или района, требует научной разработки всей системы общественного обслуживания, определения перспективных направлений развития сетей и типов общественных зданий. Как будет развиваться система обслуживания населения, как должны развиваться и совершенствоваться типы зданий, отвечая на возрастающие потребности общества? Эти и другие вопросы определяют основное направление деятельности института. На них отвечают научные работы поискового характера, связанные с социологическими и градостроительными исследованиями.

В 1972—1973 гг. под руководством канд. архит. Ю. П. Гнедовского были завершены прогнозы развития зрелищных, спортивных и административных зданий и сооружений, содержащие предложения по изменению градостроительных нормативов и по качественным изменениям в структуре сети и типах зданий. Новые идеи по совершенствованию ступенчатой системы обслуживания и предложения но переходу к качественно новой структуре построения сети нашли отражение в «Указаниях по проектированию сети физкультурно-спортивных сооружений в городах» (канд. архит. В. А. Машинский).

Институтом проделана большая работа в области технического нормирования. Выпущены новые главы СНиП, регламентирующие проектирование театров, кинотеатров, клубов, спортивных сооружений; разработаны указания по проектированию зданий административных учреждений, архивов, физкультурно-спортивных сооружений, пособия по проектированию архивов (архит. Л. М. Жугастр-Лушина), музеев (канд. арх-ры В. И. Ревякин), интерьеров клубов (архит. В. Г. Ковальков).

 

 

 

Обновление норм практически по всем отраслям потребовало серьезных научных исследований (кандидаты архитектуры В. Е. Быков, А. И. Опочинская, Ф. Н. Пащенко, М. Р. Савченко, Н. Э. Шмидт, Г. В. Ясный). Новые нормативные документы зафиксировали создание более прогрессивных типов зданий, основанных на универсальности и гибкости использования их помещений: многозальные кинотеатры и клубы с залами разной вместимости; зрелищные здания, кооперированные с кафе, танцзалами; спортивные корпуса и бассейны с несколькими спортивными залами или ваннами, с эффективными сочетаниями открытых и крытых сооружений. Расширился состав и увеличились площади помещений для зрителей, исполнителей и спортсменов, работников учреждений и проектных организаций.

В новых нормах узаконены принципы свободной планировки в библиотеках и зданиях проектных организаций. Опубликованы рекомендации по проектированию детских и кукольных театров (авторы В. Е. Быков, Э. И. Окунева, С. П. Щибрик), составлено пособие по проектированию детских библиотек (архит. М. Ф. Шульмейстер).

Серьезное значение придает институт вопросам проектирования и строительства сельских общественных зданий. Выдвинуты новые принципы кооперации сельских культурно-просветительных учебных и спортивных зданий и сооружений. Разработана серия проектов сельских клубов, кинотеатров и административных зданий для сельских районных центров, составлены «Указания по сети физкультурно-спортивных сооружений для села».

 

Одна из основных задач типового проектирования на пятилетие — разработка для наиболее применяемых типов зданий дополнительных проектных вариантов, различающихся композиционными приемами, фасадами, этажностью.

 

Предоставлено порталом http://treatment-methods.com/

Be the first to comment on "Ступенчатое, террасное построение комплекса"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*