Организация учебных центров для подготовки кадров в системе промузла помимо экономического эффекта предоставляет широкие возможности для создания крупномасштабных выразительных архитектурных сооружений, играющих все более заметную роль в решении градостроительных задач.
Рационально решенные учебно-технологическая организация и архитектурно планировочная структура учебных центров обеспечивают высокий коэффициент использования учебных и учебнопроизводственных площадей и оборудования, способствуют подготовке высококвалифицированных кадров.
Наряду с административными и общественными зданиями крупных заводских комплексов учебные центры; как правило, становятся одними из основных элементов, организующих объемно-пространственную композицию предзаводских площадей.
Среди подобных работ института следует отметить в первую очередь комплексы предзаводских зон Камского автозавода (Набережные Челны), электротехнических предприятий в Минусинске (система общественных центров промузла), медно-молибденового комбината «Эрдэнэт» в МНР, Нижнекамского нефтехимического комбината, Ярцевского чугунолитейного завода.
Композиционная структура ансамбля предзаводской зоны на стыке промузла и селитебной территории строится на сочетании песколышх цепт- ров: административного, учебного, инженерного и лабораторно-исследовательского, медицинского, занимающих островное положение в системе открытых озелененных пространств санитарно-защитных зон. Благодаря своему местоположению, выбранному с учетом общеградостроительных требований, объекты предзаводской зоны органически вписываются в силуэт завода и вместе с доминантами городской застройки определяют масштаб всей застройки системы «завод—город».
Комплекс объектов предзаводской зоны, особенно при значительных размерах составляющих его объектов, может включать несколько ансамблей. Так, на главной оси нового города Набережные Челны и промузла, между зонами автомобильного производства и промышленно-коммунальных объектов, с одной стороны магистрали размещен комплекс учебного центра, а с другой — инженерный центр. Этот ансамбль формирует въезд в промышленный узел со стороны города.
Несмотря на совершенно различное функциональное значение групп помещений (от цехов промышленного типа и лабораторий до актовых и спортивных залов, медицинских помещений), для комплексов предзаводских зон предусматриваются весьма ограниченное число типоразмеров конструктивных элементов, высокая степень унификации. Лаконизм архитектурных форм, отсутствие на фасадах мелких деталей, использование стандартных элементов заводского изготовления потребовали новых высококачественных строительных и отделочных материалов и конструкций, обеспечивающих большую точность их монтажа.
В последние годы Гипропросом были разработаны проекты крупных комплексов зданий и сооружений для высших учебных заведений в различных районах нашей страны. Среди них — комплексы Калининградского, Ярославского и Куйбышевского университетов, Ташкентского медицинского института, Московского пединститута имени В. И. Ленина. Характерно, что авторы этих проектов не ограничились рамками объемно-пространственного решения самих учебных комплексов, а пытались вписать их в общую градостроительную композицию, связав вновь создаваемый организм с существующей и перспективной окружающей застройкой.
При проектировании Ташкентского медицинского института большое внимание было уделено созданию многоплановой композиции, созвучной традиционным построениям архитектуры Средней Азии, отвечающей специфике местного климата и органически вливающейся в городскую среду. При создании комплекса Московского педагогического института имени В. И. Ленина, состоящего из главного здания и студенческого городка (Юго- Западный район Москвы), сложность задачи заключалась в увязке этого проекта с общим решением района, насыщенного вузами и другими общественными зданиями.
Одновременно с проектированием новых комплексов зданий для высшей и средней школы велись работы по отдельным учебным, учебно-лабораторным и лабораторным корпусам уже сложившихся вузов. Это энергетический, химико-технологический и текстильный институты в Иванове, политехнические институты в г. Куйбышеве, Чите, Волгограде. Всесоюзный заочный институт текстильной и легкой промышленности и Всесоюзный заочный политехнический институт в Москве, большая группа институтов сельскохозяйственного профиля (Казанский, Омский, Мелитопольский, Ереванский, Алма-Атинский, Свердловский и др.), Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, ряд комплексов сельскохозяйственных техникумов на территории Российской Федерации, среди которых наибольший интерес представляет Конинскнй совхоз-техникум в Брянской области.
Интересны проекты для строительства за рубежом — учебные комплексы и профтехучилища в Монгольской Народной Республике, учебные центры в Сирии и Пакистане.
Среди типовых проектов учебных заведений для массового строительства наиболее значительными по объему выполненных работ являются серия типовых проектов школьных зданий и интернатов различной вместимости для сельских районов Крайнего Севера, спецшколы-интернаты для слабослышащих и с тяжелым расстройством речи, слепых и слабовидящих детей.
За последние годы в проектах института и постройках получили отражение поиски новых прогрессивных направлений в архитектуре. Зодчие стремятся обогатить палитру градостроительства индивидуализированными образами зрелищных зданий. Учитываются и обобщаются опыт их строительства, тенденции развития сценографии у нас и за рубежом. Изучение особенностей театрального действия дает повод для создания новых пластических форм сцены п зала, что в свою очередь находит отражение во внешнем облике зданий.
Детский музыкальный театр в Москве имеет оригинальное технологическое решение, которое позволило поставить зал под углом к осп главного входа, придать объему сценической коробки яркую выразительность. В этом театре, как и в проекте театра для Новгорода, применена трехчастная сцена, дающая широкие постановочные возможности для спектаклей различных жанров. В театре Новгорода трехчастная сцена четко выражена во внешнем облике здания, придает ему новизну и индивидуальность.
Выстроенный в Туле драматический театр, предусматривающий возможность трансформации зрительного зала и превращения его в концертный зал большой вместимости, отмечен в 1971 г. Государственной премией РСФСР. Трансформации внутри здания заложены и в других объектах. В здании культурно-просветительского техникума в Ашхабаде зал на 600 мест предусмотрен полностью трансформирующимся, т. е. объем зала и сцены представляет собой единое целое. Залы большой вместимости проектируются универсальными и в целой серии цирковых помещений со смещенной с центра ареной, что дает возможность показа зрелищ различных жанров. Одновременно его объемно-планировочное решение дает простор для создания новых образных характеристик. Цирк, который был до сих пор только центричным зданием с куполом, имеет вантовое покрытие двоякой кривизны.
Драматический театр в Благовещенске, театр «Красный факел» в Новосибирске представляют собой живописные пластические объемы, каждый из которых отвечает сложным градостроительным условиям участка. В театрах для Мары и Семипалатинска применено в разной трактовке павильонное решение. Отнесение основного объема фойе от зрительного зала позволяет создать озелененные пространства, широко используемые летом. В объектах, где сочетаются зрелищные и административные функции (например, Дворец культуры в Уфе), архитекторы находят возможности для создания запоминающихся архитектурных образов, основанных на контрасте объемов.
По материалам сайта http://noticed.ru/
Be the first to comment on "Организация учебных центров для подготовки кадров"