Важнейшее значение приобретает качество архитектуры. Поиски новых объемно-пространственных и планировочных решений, приемов архитектурной композиции ведутся с учетом требований научно-технического прогресса. Состояние нашей экономики, наличие материальных ресурсов, непрерывное совершенствование техники, создание новых и использование традиционных строительных материалов предопределяют дальнейшее развитие советской архитектуры.
Последние годы ознаменованы утверждением ЦК КПСС и Советом Министров СССР двух основополагающих проектов: «Генерального плана г. Москвы» (июнь 1971 г.) и «Схемы районной планировки Московской области» (июнь 1973 г.). Велась также разработка комплексных предложений по выводу и перебазированию объектов градообразующей базы, планов размещения строительства на девятую и десятую пятилетки в Москве и ЛПЗП, решались первоочередные транспортные проблемы, составлялись проекты зон отдыха, озеленения города и ЛПЗП.
Основным документом, регулирующим строительство и реконструкцию столицы, является план красных линий города, составленный в соответствии с генеральным планом и утвержденный исполкомом Моссовета в 1973 г. В плане красных линий четко определены территории функциональных зон, принятых в генеральном плане. Установлены проектные границы производственных зон, административно-общественных и культурно-просветительных центров селитебной территории2.
Коллектив архитекторов и инженеров института работает над дальнейшей детализацией центра Создание административно-общественных центров планировочных зон и намечаемая система транспортных связей, запроектированных по хордовым направлениям и отвлекающих транспортные потоки от центра города, позволят предотвратить перегрузку центральных его районов.
Дальнейшее улучшение планировки и застройки центрального ядра всей будущей развитой системы центра Москвы (наиболее древней части города в пределах Садового кольца и непосредственно прилегающих к нему внешних территорий) представляет собой сложную градостроительную проблему. В функциональном отношении здесь сложились четко разграниченные административно-общественная и жилая зоны. Первая из них формируется как наиболее представительное место города. В пределах этой зоны предусматривается разместить комплекс высших партийных и правительственных учреждений страны, административных и общественных организаций международного, союзного, республиканского и городского значения. Она объединяет Кремль и ближайшее его окружение вплоть до северного полукольца улиц — от площади трех мостов на востоке до Кропоткинских ворот на западе, остров между Москвой-рекой п обводным каналом, кварталы Замоскворечья, примыкающие к Кадашевской набережной на юге.
В зону центра входит также активно развиваемая административно-общественная застройка: вдоль Крымской и Кропоткинской набережных в направлении на юго-запад, вдоль Цветного бульвара к площади Коммуны — на север, по Новокировскому проспекту к Комсомольской площади — на северо-восток, по берегам р. Яузы — на восток и вдоль улицы Большая Ордынка — к югу. Дальнейшее строительство во всей этой зоне крупных административно-общественных зданий будет ограничено.
Жилая зона центрального ядра территориально ограничивается внутренними пространствами между основными направлениями административно-общественной зоны центра. Она будет иметь тенденцию к сокращению емкости за счет постеленного сноса имеющегося здесь малоценного и ветхого жилого фонда, роста озеленяемых внутриквартальных пространств и улучшения всей системы культурно-бытового обслуживания постоянно проживающего населения, численность которого низится примерно до 220—240 тыс. чел. (к началу \’972 г. было 520 тыс. чел.).
В процессе реконструкции и застройки исторически сложившегося центрального ядра Москвы предусматривается как одна из главных задач последовательное завершение застройки и благоустройства всех площадей, расположенных в непосредственной близости от Кремля: Свердлова, Революции, Дзержинского, Иогина. Развитие всей поли центрической системы Москвы будет сопровождаться завершением реконструкции и застройки ведущих композиционных направлений, подвозящих к центрам планировочных зон столицы.
Намечаемая функциональная структура и архитектурно-пространственная композиция всей системы центров играет активную роль в формировании высокоорганизованной жизненной среды, соответствующей столичному значению Москвы, природным особенностям ее местности, художественным вкусам и традициям москвичей, сегодняшней м будущей социальной организации их жизни
Согласно планировочной структуре города намечается новая система размещения производственных территорий Москвы. В каждой планировочной зоне города будут реконструироваться существующие и строиться новые промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро с их опытными производствами, коммунально-транспортные предприятии, склады. Все они объединяются в производственные зоны. Строительство производственных зон в новых районах Москвы открыло возможность перемещения мест приложения труда из многочисленных мелких предприятий старых городских кварталов в укрупненные промышленные здания. Тем самым достигаются модернизация производства, улучшение условий труда и проживания населения в старых районах Москвы.
Разработка промышленных зон основана на анализе состава, профиля, капитальных фондов и размещения московских предприятий. В городе выявлено около 60 районов плотной группировки предприятий, которые целесообразно использовать в качестве опорных производственных зон.
Реальность принятой в генеральном плане Москвы сбалансированной системы расселения горожан и размещения мест приложения их труда в пределах восьми планировочных зон с числом жителей 0,6—1 млн. чел. в каждой основывается наряду с другими факторами в первую очередь на возможности регулировать этот баланс направленным развитием производственных зон. С этой целью создаются новые производственные зоны на юге, юго-западе и севере города: в Химках-Ховрине, Медведкове, Чертанове и Воронцове, в районах Бирюлева, Теплого Стана, Борисова. Тем самым обеспечивается занятость населения по месту проживания
Московской области и проекта планировки ЛПЗП. Города ЛПЗП тесно связаны как между собой, так и с Москвой. Поэтому, предваряя разработку генерального плана каждого города, институтом был подготовлен «Сводный план генеральных планов городов ЛПЗП г. Москвы». В нем произведен анализ существующего состояния 11 городов ЛПЗП — Балашихи, Видного, Лыткарина, Реутова, Долгопрудного, Красногорска, Люберец, Мытищ, Одинцова, Солнцева и Химок, определены основные направления, объемы и показатели их дальнейшего развития .
В генеральном плане Москвы и схеме районной планировки Московской области запроектирована система организации отдыха населения Московской агломерации. На основе изучения природных условий, транспортных связей, развития народнохозяйственных объектов и системы расселения определен Московский район отдыха в радиусе 130—150 км от столицы. Институтом разработаны проекты планировки Клязьминской, Пяловской, Пестовской, Мякининской, Строгинской, Северо- восточной зон отдыха, а также зон отдыха на реках Банька и Синичка, в Серебряном бору и на Левобережной. Ряд этих проектов уже реализуется. В зонах отдыха строятся пансионаты, турбазы, развиваются базы отдыха предприятий, административных районов2.
Источник материала: http://bur4ik.ru/
Be the first to comment on "Важнейшее значение приобретает качество архитектуры"