Средние века в ландшафтной архитектуре. История ландшафтного искусства.

Средние века в ландшафтной архитектуре. История ландшафтного искусства.Средние века в ландшафтной архитектуре. История ландшафтного искусства.Средние века в ландшафтной архитектуре
В течение средних веков любовь к зелени не уменьшилась, а может быть, даже возросла, хотя, конечно, нельзя было думать о разбивке обширных садов, когда приходилось прятаться за стенами замков. Но и там, во дворах, устраивали цветники, украшали их фонтанами и обносили заборчиками. В монастырях, пользовавшихся несколько большей безопасностью, сады были обширнее; в них разводили целебные растения для монастырских аптек, где готовили ароматичные ликеры. Эти лекарства былых времен употребляются теперь как вещества вкусовые, и некоторые из них получили широкое распространение (бенедиктин, алькермес и т. п.).
Как только наступало относительное политическое спокойствие, появлялись более значительные сады. Так, Карл Великий устроил при своих столицах обширные ботанические сады, а при его преемниках в Париже большое пространство на левом берегу Сены было занято виноградниками и цветниками, а в Руане тогда же обширные сады архиепископа находились на горе Св. Екатерины.
К сожалению, современные изображения и описания садов чрезвычайно редки и неполны, и приходится руководствоваться миниатюрами начала Ренессанса. В этом отношении исключительно ценно изображение рая в «Богатейшем часослове герцога Беррийского» («Tres riches Heures») герцога Берри, расписанном Полем, Жаном и Арманом Лимбургскими ок. 1416 г. Рай изображен в виде сада, обнесенного высокой каменной стеной с великолепными готическими воротами. Посредине возвышается фонтан под сложным и очень пышным готическим навесом. Однако не заметно какой-либо симметрии или правильности в разбивке зелени. Весьма возможно, что в обширных садах ее и вовсе не было и главное внимание обращали не на планировку, но на культивирование плодовых деревьев. В небольших же садиках симметрия напрашивалась сама собой. По-видимому, таковы и были замковые сады. От окружающего двора их обычно отделяли невысоким заборчиком и называли тогда «Hortus conclusus».
Более или менее хитро устроенный лабиринт заставляет новичков тратить много времени, чтобы из него выбраться, а это доставляет всегда много веселья, и вместе с тем вид аллей можно разнообразить статуями и фонтанами.
Мода устраивать лабиринты привилась особенно в Англии, где их поддерживают и до сих пор. Особенно знамениты лабиринты Хэмптон-корта (труднейший по рисунку) и лабиринт Хетфилд-хауза. Лабиринт, бывший в Версальском парке, отличался значительной простотой рисунка и не представлял особых затруднений для гуляющих, так как был украшен фонтанами с группами животных на сюжеты басен Лафонтена. Еще примитивнее лабиринт Царского Села (грибок) и остатки лабиринта в Петергофе.
Наконец, в Павловске еще совсем недавно сохранялся лабиринт, состоявший из двух спиралей зелени, закрученных одна в другую, и часть дорожек около этого лабиринта была извита красивым рисунком. Постепенно эту часть парка запустили, а недавно, увы, совершенно уничтожили.

Be the first to comment on "Средние века в ландшафтной архитектуре. История ландшафтного искусства."

Leave a comment

Your email address will not be published.


*