Краткое сообщение о XXV Международном географическом конгрессе

С 20 августа по 8 сентября 1984 г. в Международном —
университетском городке в Париже проходил Международный географический конгресс
(МГК).

 

Парижский конгресс отразил важные особенности современного
состояния географических исследований в мире и международного сотрудничества
географов. Так, немногие науки характеризуются такой распространенностью своих
научно-исследовательских и педагогических организаций, как современная
география. Доклады для парижских заседаний XXV МГК поступили из 58 стран, в том
числе из 27 развивающихся и 11 социалистических. Участвовали в конгрессе
представители более 80 стран.

 

В Международный географический союз ныне входят 88 стран.
Среди участников конгресса преобладали преподаватели университетов, хотя, как
было отмечено, количество представителей научно-исследовательских и
научно-практических учреждений растет от конгресса к конгрессу. Широкие
международные контакты и роль географии в образовании придают профессиональному
общению географов не только необходимое научное, но и важное социальное
значение. Географы могут многое сделать на путях разрядки международной
напряженности, создания обстановки доверия между народами. Эти возможности
географии были ярко показаны в распространенном на XXV МГК Обращении географов
социалистических стран «За мир, против гонки вооружений и угрозы атомной
войны», которое было оглашено на Генеральной ассамблее и нашло поддержку в докладах
прогрессивных географов капиталистических стран. Использование международных
связей советских географов для борьбы за мир представляется актуальной и важной
задачей.

 

Причины распространения географии кроются не только в ее
традиционной роли в школьном образовании, но и в непрерывно возрастающей
актуальности тех научных проблем, которые разрабатывает современная система
географических наук.

 

Во многих странах происходят существенные изменения в
подходе к географическому образованию. Отсюда поиски нового содержания,
структуры форм и методов обучения, более соответствующих современному этапу.
Эта генеральная проблематика имеет свои методические, педагогические и
психологические аспекты.

 

Перестройка содержания повлечет за собой переход к новым
методам преподавания. В целом они созвучны идеям советской концепции
оптимизации обучения, включая выделение главного, определение цели,
вариантность, дифференцированный подход к учащимся и т. п. Они созвучны и тому,
что мы понимаем под развивающим обучением. Главная цель — научить учащегося
самостоятельно «добывать» знания и умения. Одновременно меняются и роль
учителя, и характер традиционного урока. Учитель все в большей степени
выступает как консультант, советчик, наставник.

 

Происходящая в настоящее время перестройка школьного
образования оказалась бы невозможной без широкого применения новейших
технических средств обучения. Вот почему этим вопросам на конгрессе были
посвящены многочисленные доклады представителей Великобритании, Франции, США,
Канады и других стран.

 

Применение компьютеров в преподавании географии находит на
Западе все более широкое применение.

 

На смену фотографиям (в том числе космическим), слайдам,
кинофрагментам теперь пришли видеомагнитофоны, что открывает совершенно новые
возможности в области организации урока и обеспечения самостоятельного
«добывания» знаний школьниками.

 

Проблематика географических исследований весьма широка и в
разных странах различна по своему содержанию и структуре. Во многих зарубежных
географических школах география причисляется к общественным наукам, и в центре
внимания географов находятся проблемы, вытекающие из взаимодействия населения и
хозяйства.

 

Насколько можно судить по материалам Парижского конгресса, в
современном спектре географических исследований в мире природоведческие и
общественные ветви географии довольно сбалансированы. Более 40 % всех докладов
на парижских заседаниях было посвящено вопросам экономической и социальной
географии. Вопросы среды заняли второе место (29% всех докладов). Более 12%
докладов касалось отдельных видов естественных ресурсов. Наконец, 18% всех
докладов (относительно больше, чем на предыдущих конгрессах) посвящалось
методологии и методике географических исследований и образования.

 

Доклады ученых из развитых капиталистических стран
обнаруживают отклонения от указанных «среднемировых» пропорций. Так, например,
в США имеет место традиционный крен в сторону экономической и социальной
географии.

 

Следует особо учитывать выдвижение в центр внимания
географов проблем сохранения и улучшения окружающей природной среды и ресурсов,
социально-экономического развития и его государственного регулирования. По
сравнению с предыдущими конгрессами в Париже возросло число докладов,
обобщающих опыт природопользования и изменения ландшафтов, урбанизации,
индустриализации, а также опыт регионального развития в длительной исторической
перспективе. XIII симпозиум Комиссии МГС по проблемам среды особо подчеркнул
значение географического мониторинга и прогноза изучения глобальных изменений.
В соответствии с мировой тенденцией необходимо и в нашей стране усилить
внимание к разработке этих научных направлений.

 

В западных научных школах в области географии изучаются
многие кризисные явления и идет активный поиск средств и методов управления
территориальным развитием. При этом нередко вскрываются органические пороки
рыночной экономики и многие социально-экономические негативные явления
капиталистической системы. Отсюда, безусловно, и повышенный интерес к научным
докладам представителей социалистических стран. Заметен интерес к проблемам
окружающей среды, соответствия административно-территориального деления страны
ее современным особенностям, иерархии административного районирования,
разделения функций органов управления различного территориального ранга, путей
комплексного регулирования развития городов и сельских местностей, к средствам
преодоления региональных диспропорций социально-экономического развития.

 

В СССР и социалистических странах усиливается ориентация
географических исследований как на разработку географических прогнозов и
научных основ конструирования оптимальных геосистем, так и на углубление
научных основ территориального планирования и управления.

 

Как видно из многих докладов, представленных на конгресс, в
развивающихся странах быстро обостряются диспропорцйи между городом и деревней,
урбанизацией и индустриализацией, усиливается неравномерность развития
различных районов, ухудшается состояние окружающей среды.

 

По вопросам поиска путей преодоления этих критических
ситуаций на конгрессе развернулась борьба между прогрессивными учеными
развивающихся стран и апологетами капиталистического развития. В основе ее
лежит защита интересов международных монополий и неоколониализма их
сторонниками. Поскольку в перспективе можно ожидать усиления идеологической
борьбы в МГС, прежде всего по проблемам развивающихся стран, необходимо принять
меры к дальнейшей активизации действий советских географов и географов
социалистических стран в этой области.

 

XXV МГК отразил возрастающее использование географами
созданных научно-технической революцией новых возможностей сбора, обработки и
получения географической информации — с помощью съемок из космоса и с
самолетов, применения компьютеров и автоматизированной картографии. Космические
съемки применяются не только для изучения естественных ресурсов, но и для
исследования в сфере социально-экономических явлений.

 

В Канаде и США уже более 10 лет действуют гео-информационные
системы землепользования, на основе которых осуществляется мониторинг изменений
в природопользовании и социально-экономических функциях различных мест;
изучаются другие социально-экономические процессы, прежде всего на
урбанизированных территориях.

 

* * *

 

В результате анализа научной работы XXV МГК и ее результатов
следует сделать вывод по модернизации структуры подобных научных форм. Она
необходима и должна проводиться. Необходима более тщательная организация
форума, чем это было сделано на XXV МГК. Нельзя полностью ломать традиционные
формы работы. В частности, нежелательно целиком отказываться от секционной
структуры научных конгрессов, отвечающей устоявшемуся разделению науки (или
системы наук) на более или менее самостоятельные подразделения (частные научные
дисциплины). Отказ от подобных секций ведет к неоправданному сужению
фактического фронта научных исследований, на отдельных участках которого, как
правило, имеются крупные достижения, важные для всей науки (системы наук).

 

С другой стороны, знамением настоящего времени является
выдвижение на первый план ряда общенаучных, комплексных проблем теоретического,
методологического, глобального масштабов, которые необходимо ставить и
подвергать обсуждению на международных форумах со стороны представителей всех
главных разделов данной науки (системы наук). Таким образом, оптимальной
структурой научных конгрессов можно считать рациональное сочетание двух
основных принципов — дифференциации на отраслевые (дисциплинарные) секции и
междисциплинарной проблемной интеграции на пленумах и общенаучных симпозиумах.

«ЭТОТ КОНТРАСТНЫЙ МИР», С.Б. ЛАВРОВ, Г.В. СДАСЮК

Be the first to comment on "Краткое сообщение о XXV Международном географическом конгрессе"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*