Помимо исторической и художественной ценности памятники ландшафтной архитектуры, как правило, обладают и непосредственно материальной, утилитарной ценностью. В этом их отличие от других произведений искусства, сохраняемых как памятники. Даже архитектурные сооружения со временем могут менять функциональную роль. Упомянутые выше гауптвахты используются, спустя почти двести лет, иначе: в Новочеркасске это теперь военная комендатура, а в Костроме — детская библиотека. Особняк Е. Шаронова в Таганроге приспособлен под единственный в России музей градостроительства, Переславль-Залесский кремль — под художественный музей. Даже в Петербурге в бывшей Петропавловской крепости развернута музейная экспозиция.
Определить утилитарную ценность произведения архитектуры иногда все-таки нелегко: какую пользу можно извлечь из арок, колонн, обелисков, руин сооружений глубокой древности? Видимо, их ценность может состоять только в их осмотре как музейных экспонатов. Аналогичная ситуация складывается и с памятниками ландшафтной архитектуры: изначально уникальные скверы, парки украшали загородные виллы вельмож, дворян, дворцы царских особ и их приближенных. К примеру — Петродворец. Те толпы людей, что в наше время устремляются в Петергоф с мая по сентябрь (особенно в период работы фонтанного комплекса), невозможно было представить в первые десятилетия его эксплуатации. Лишь после 1917 года, когда все эти шедевры были национализированы и музеефицированы, они ежедневно стали объектом внимания тысяч экскурсантов и туристов, что усложнило их эксплуатацию и неизбежно вызывало какие-то утраты. Ведь поэтическое чувство при осмотре усадеб и парков, вострог перед увиденным вряд ли появятся у вас в душе, когда рядом курят, визжат, кричат и бегают.
Пожалуй, единственным исключением является дубовая роща в Таганроге. Изначальная площадь этой рощи составляла 20 гектаров. Она была заложена по указу Петра I в 1701 году: « …попечением горожан для собственного увеселения, чтобы был лес для украшения всего Троецка». Чтобы понятнее была эта формулировка, поясним, что на Таганьем Рогу император заложил новую (вместо Москвы) столицу Русского государства, и лишь неудача в русско-турецкой войне побудила его перенести столицу на новое место (С.-Петербург заложен на 5 лет позже Таганрога). Название же у южной столицы было двойное: ее знали и как Троецк, и как Таганрог. Последнее название окончательно утвердилось во времена Екатерины II Великой.
Заметьте, уважаемые читатели, какова была главная мотивация закладки дубовой рощи — «для увеселения» горожан. И горожане полюбили рощу. К началу Великой Отечественной войны в ней было до 500 деревьев, образовавших сплошной сомкнутый древостой. Диаметр стволов достигал 120 сантиметров, а диаметр крон — 25 метров при высоте деревьев 25-30 метров. Дубовая роща была местом пикников, массового семейного отдыха, корпоративных встреч, а в предсоветское время и советское время — даже массовых маевок.
Во время двухлетней оккупации города фашисты уничтожили рощу. Осталось лишь 3 дуба-великана. После войны, в 1950 году роща была возобновлена, но на площади всего в 5 гектаров. И хотя она уже опять имеет сомкнутый древостой, является объектом особой охраны как памятник природы областного значения, ее нельзя признать «местом увеселения» горожан. В любое время года и суток на аллеях можно встретить лишь небольшие группы прохожих или одиноких гуляющих. И… никакого «увеселения». Разве что услышишь веселое щебетание птиц. На долгие века здесь поселились печаль и тревога, и никакие реставрационные задумки архитекторов не смогут оживить этот зеленый остров одиночества.
Помимо физической сохранности необходимо обеспечить сохранение условий восприятия памятника, без искажения его внешнего вида. Например, в тех же таганрогских «Дубках» можно открыть 5-10 кафе и пивных баров, и опять будет «веселье» горожан. Но сохранят ли тогда «Дубки» облик памятника ландшафтной архитектуры? Несомненно, нет. Поэтому разработка новой функции памятника — задача весьма сложная и деликатная, требующая аналитического мышления и большой фантазии.
Be the first to comment on "Приспособление памятников в ландшафтной архитектуре и строительстве"