ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ МАГАЗИНОВ ЗАКАЗОВ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ
Совершенствование торговых зданий обычно связывают с развитием самообслуживания, получившего широкое распространение в последние десятилетия. Действительно, на определенном этапе эта форма торговли оказалась эффективнее традиционных ее форм.
Наиболее полно принцип самообслуживания был реализован в универсамах. Отдавая должное его преимуществам, следует обратить внимание на то, что самообслуживание является лишь средством. Говоря о целях, логичнее предпочесть максимальное обслуживание, расширение диапазона торговых услуг, сведение к минимуму затрат времени и усилий на приобретение необходимых товаров, сокращение расстояний до магазинов.
Большие размеры универсамов, определяемые требованиями экономической эффективности и функциональной спецификой, привели к целесообразности их размещения в местах с высокими плотностями потоков покупателей, где наиболее велика вероятность реализации товаров, что обусловило увеличение радиусов обслуживания, удаленность предприятий от жилья. Стремление к совершенствованию торгового, обслуживания, наряду с точным учетом спроса, четким и своевременным планированием, ликвидацией дефицита и затоваривания, требует обеспечения равномерного уровня обслуживания независимо от места проживания.
Это возможно лишь при переходе к новым формам торговли, одной из которых является торговля по предварительным заказам, когда товары не ожидают потенциального покупателя, а направляются к покупателю реальному. Очевидны экономические, социальные и функциональные преимущества этой системы, определяемые возможностями приближения торгового обслуживания к покупателю вплоть до организации доставки заказанных товаров на дом, снижением издержек обращения, уменьшением количества персонала, исключением излишних грузоперевозок. Указанные преимущества определили быстрое развитие системы торговли по заказам. Так, за последние 10 лет количество магазинов заказов при промышленных предприятиях и стройках в нашей стране выросло в 9,35 раза, а их товарооборот — в 13 раз По УССР эти показатели составляют соответственно 5,6 и 12 раз.
Наиболее четко преимущества магазинов заказов проявляются при реализации товаров повседневного или «стандартного» спроса. Речь идет о реализации основной массы продуктов питания, в том числе овощей, фруктов, гастрономии и специфичного ассортимента промышленных товаров, входящих в группу предметов домашнего обихода. Решение проблемы основывается на подборе прогрессивных типов магазинов и их рациональном размещении. Сокращение времени обслуживания достигается благодаря размещению зданий магазинов на путях постоянного движения потребителей: жилище — работа — жилище. Речь идет о крайних точках этого пути, т. е. о расположении магазинов вблизи мест работы и жилья либо приближенных к ним остановок общественного транспорта.
Недостатком первых предприятий торговли по заказам при промышленных предприятиях и стройках, а также в жилых районах, являлась малая пропускная способность, влекущая за собой увеличение их количества и, соответственно, обслуживающего персонала. Выходом из положения явилось создание централизованной системы, в которой крупные районные и городские магазины заказов снабжают готовыми комплектами фасованных продуктов сеть мелких магазинов и отделов заказов при предприятиях, стройках и вблизи жилья. В базовых магазинах высокая степень механизации, снижено удельное количество обслуживающего персонала. Однако и эта система имеет недостатки. При больших объемах товародвижения затруднен учет индивидуального спроса. Возникает практика комплектации стандартных наборов, при которой часто руководствуются стремлением сбыта неходовых товаров. В результате ущемляются интересы покупателей и, что не менее важно, разбазариваются продукты, поступающие не по назначению, планирующие органы получают искаженную информацию о потребностях на различные виды продуктов, затрудняется их правильное распределение.
Стремление к преодолению указанных недостатков определяет формулировку основных требований к предприятиям торговли продовольственными товарами по предварительным заказам: небольшие магазины с малым (порядка 500 м) радиусом обслуживания, удовлетворяющие узкогрупповой и индивидуальный спрос, имеющие минимальное количество обслуживающего персонала, высокую степень механизации и автоматизации процессов разгрузки, фасовки, комплектации, механизации. Функциональные требования и габариты оборудования определили состав, площади и взаимосвязь помещений.
Одним из своеобразных технологических узлов таких предприятий является охлаждаемый накопитель, предназначаемый для хранения и механической выборки продуктов, требующих охлаждения во избежание порчи. Применение для складирования и выборки продуктов штабелера позволяет значительно увеличить высоту стеллажей и помещения. Несколько вариантов взаиморасположения зала приема и выдачи заказов, производственных помещений и накопителя, характеризующих объемно-планировочные структуры зданий магазинов этого типа, приведены на рис. 1.
В зависимости от условий застройки и геологической характеристики участка накопитель может возвышаться над объемом остальных помещений либо заглубляться. В последнем случае сокращаются затраты энергии на охлаждение.
Предлагаются две основные формы выдачи заказов одновременно всем посетителям. Одна из них осуществляется по принципу автоматизированной камеры хранения. Заказчик, имеющий специальный жетон или знающий шифр абонентного ящика, может взять заказанный комплект, не дожидаясь очереди. При необходимости абонентные ящики могут быть охлаждаемыми. Второй принцип получения заказов заимствован из систем механической выдачи багажа в современных аэропортах.
Скомплектованные заказы по мере затребования автоматически ставятся штабелером на циркулирующую ленту транспортера. Основная протяженность такой ленты находится в зале выдачи заказов, и лишь незначительная часть находится в производственной зоне, где пополняется новыми комплектами. Комплекты-заказы циркулируют по замкнутой траектории, допуская отбор их на достаточно протяженном фронте. При увеличении мощности предприятия увеличивается протяженность линии выдачи, что влияет на конфигурацию зала и трассировку движения покупателей. Нельзя удлинять чрезмерно фронт выдачи заказов и неограниченно увеличивать мощность предприятия. Увеличение емкости циркулирующей ленты без увеличения ее длины может быть достигнуто благодаря дополнению ее многоярусными вертушками, комплекты в которых размещаются в секторах вращающихся дисков. Контроль соответствия товаров, входящих в комплект, осуществляется при выходе.
Несколько выпадает из процесса сокращения времени обслуживания расчет покупателей. Решение задачи сокращения времени расчета за купленные товары выходит за рамки формирования магазинов. Эта задача должна решаться в масштабе всей торговой отрасли. Существенно то, что в настоящее время возможно введение различных систем безналичного расчета, а также автоматизации операции расчета. В магазинах при промышленных предприятиях и стройках может быть внедрена система оплаты заказов через бухгалтерию путем последующего вычета соответствующих сумм из заработной платы.
Совершенствование технологического процесса в магазинах заказов может проходить поэтапно: первоначально выдача заказов может быть организована по традиционной схеме — последовательно, затем внедряется механизированная раскладка в абонентные ящики и, наконец, — полностью автоматизированная система с использованием циркулирующих транспортеров и штабелеров.
Различные варианты организации фронта параллельной выдачи заказов определяют конфигурацию зала обслуживания. На планировочную характеристику зала влияет и рациональная трассировка движения посетителей. При выборе планировки зала следует избегать пересечения и встречного движения потоков покупателей. Одним из средств достижения такого решения является разделение входа и выхода из магазина. При этом движение посетителей осуществляется в заданном направлении. Экономические показатели проектного решения улучшаются при исключении из площади зала неиспользуемых зон. Одновременно это позволяет обеспечить более выразительную пластику объема зала, выделяющую здание на фоне рядовой застройки.
Небольшие по размерам здания магазинов заказов могут выделяться за счет компактного решения их объема, укрупнения масштаба членений. Своеобразие архитектурного решения магазинов может быть подчеркнуто выразительным силуэтом, введением контрастных цветов, информационными устройствами, элементами торговой рекламы, встроенной и выносной экспозицией товаров.
Такой подход к архитектурному решению перспективных типов магазинов заказов необходим, так как они имеют не только утилитарное значение: размещаясь в непосредственной близости к жилью, здания магазинов оказывают значительное влияние на формирование архитектурной среды жилых образований.
К. И. Дабагян, архит.
Be the first to comment on "ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ МАГАЗИНОВ ЗАКАЗОВ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ"