НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

В КиевЗНИИЭПе проводятся исследования по совершенствованию проектирования строительных профтехучилищ (ПТУ) для Украинской ССР с учетом новых требований реформы общеобразовательной и профессиональной школы и постановления Госпрофобра СССР «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышения ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров» (1984 г.). Решение задач совершенствования типов зданий строительных ПТУ основывается на существующей методике типового проектирования профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, которая заключается в разработке отдельных учебных, учебно-производственных, общественно-бытовых корпусов, компонуемых в комплекс учебного заведения. Проектирование и привязка учебных и учебно-производственных корпусов должны осуществляться при помощи заранее разработанных планировочных элементов (серия 23-0-2, типовые проекты планировочно-технологических решений предметных учебных помещений и мастерских), которые заменяют помещения, аналогичные по площадям, предусмотренные в проекте.

На основе практики привязки типовых проектов выявлена необходимость их дальнейшей унификации и универсализации с учетом применения для различных профилей, в том числе строительного. Действующие типовые проекты учебных корпусов разработаны, в основном, на примере машиностроительного и сельскохозяйственного профилей. Привязка их к строительному профилю затруднена из-за недостаточного количества имеющихся планировочных элементов (учебных помещений) по сравнению с требуемым. Число предметов профессионально-технического цикла по более чем 100 профессиям для строительных ПТУ во много раз больше.

 

 

 

Наряду с этим, требуется обновление планировочных элементов, так как их разработка проводилась в 1973 г., а с 1985 г. вводятся новые программы и требования. Кроме того, требуют уточнения площади некоторых кабинетов спецтехнологии. Площадь 72 м2, предусмотренная в типовых проектах, не всегда соответствует требованиям проведения практических занятий, например, по строительным машинам, испытанию строительных материалов. В связи с новыми требованиями повышения квалификации подготавливаемых строительных рабочих увеличивается количество практических занятий на действующих тренажерах, натурных моделях, деталях машин, механизмах. Поэтому должны быть созданы зоны практических занятий с оборудованием в кабинетах теоретических занятий или кабинетах инструктажа на вновь создаваемых учебно-производственных полигонах.

При разработке новой серии планировочных элементов для учебных помещений важным является обеспечение их универсальности при привязке к ПТУ с различными сочетаниями профессий, т. е. вместо имеющихся узкоспециализированных планировочных элементов (по каждому предмету) создание универсальных с учетом родственности предметов по различным профессиям.

При разработке новых проектов учебных корпусов для привязки к различным профессиям, в том числе строительным, необходимо включить в состав учебных помещений дополнительно предусмотренные новыми учебными программами кабинет программирования и вычислительной техники вместимостью 30 учащихся и кабинеты русского языка вместимостью 15 учащихся для ПТУ с национальным языком (в УССР 1/3 составляют ПТУ с преподаванием на украинском языке).

Строительство учебно-производственных корпусов осуществляется по соответствующим типовым проектам и планировочным элементам (помещений мастерских) строительного профиля. В настоящее время имеется 7 действующих проектов учебно-производственных корпусов. Из них 5 проектов пригодны для применения в условиях УССР. В их числе для города рекомендуются три проекта (№ 232-1-11, № 232-1-78, № 231-1-79) для ПТУ на 1440 учащихся и один проект (№ 232-1-77) для ПТУ на 720 учащихся, для села — один проект (№ 232-1-22) для ПТУ на 480 учащихся.

 

 

 

В результате анализа перечисленных проектов корпусов мастерских установлено, что также необходимо совершенствовать их проектирование в направлении дальнейшей универсализации и унификации с учетом сочетания массовых строительных профессий (без включения неродственных со строительным профилем профессий, как имеется в некоторых проектах). Выявлено, что количество имеющихся планировочных элементов (помещений мастерских), равное 8, недостаточно для проектирования и привязки проектов учебно-производственных корпусов. Требуют уточнения площади мастерских, вспомогательных помещений при мастерских, раздевален. Положительным примером является наличие в проекте № 232-1-111 комнаты технического творчества. В остальных проектах она не предусмотрена. Размещение ее в здании мастерских обеспечивает непосредственную связь с мастерами производственного обучения, учебно-производственным процессом, оборудованием (в отличие от применяемого приема — размещения в учебном корпусе). Необходима разработка новых, недостающих планировочных элементов помещений учебных мастерских: слесарно-сборочных для слесарей-монтажников строительных Машин и механизмов, тренажерных, участков изучения и ремонта машин и т. п.

Одной из важнейших задач совершенствования проектирования учебных зданий, включая и строительные ПТУ, является создание гибких, изменяемых по планировке проектных решений с учетом разрастания различных групп помещений при увеличении контингента, переоснащении современным оборудованием, использовании новых видов обучения и пр. В первую очередь это необходимо для групп учебных помещений и мастерских, определяющих профиль учебного заведения. Для этого целесообразно применить принцип функционального блокирования этих групп. Этот прием становится актуальным при строительстве зданий ПТУ на просадочных грунтах и горных выработках (с требованием ограничения габаритов блоков), что особенно важно в условиях УССР. На рис. 1 показан пример планировочного решения учебного и общественно-бытового корпусов, в которых реализован принцип зонирования- групп помещений по функциональному назначению; в частности, блок учебных помещений профессионально-технического цикла размещен отдельно, что допускает возможность его перепланировки и развития без нарушения структуры остальных блоков.

 

 

 

Приемы блокировки основных функциональных групп помещений в профтехучилище на 960 учащихся для условий строительства на просадочных  грунтах (КиевЗНИИЭП, проектное предложение Г. Ветровой, С. Наумченко). План 1 этажа:

А — блок входной и культурно-просветительной групп помещений; Б — блок помещений столовой, спортивных;

В — блок профессионально-технических учебных помещений; Г — блок общеобразовательных учебных помещений, администрации.

Анализ существующего состояния сети строительных ПТУ на примере УССР показал следующее. Строительные профтехучилища относятся к наиболее массовым в системе профтехобразования УССР и составляют четвертую часть всех училищ (около 300 из 1100). Из них основными являются средние ПТУ (более 250), 9 — ТУ (училища с годичным сроком обучения после 10 класса) и 35 — ТУ без среднего образования. Намечено увеличение примерно вдвое приема в ПТУ выпускников неполной средней школы с учетом потребностей народного хозяйства в рабочих кадрах. Все эти изменения отразятся при определении оптимального размещения строительных ПТУ, их вместимости и пр.

В городах размещаются 95 % строительных ПТУ, в селах и поселках городского типа — 5 %. Средняя вместимость ПТУ составляет 720 учащихся. При этом в каждом городе находится несколько ПТУ строительного профиля различного ведомственного подчинения. Например, в Киеве — 10 училищ с дублируемыми профессиями.

По всесоюзной номенклатуре типов общественных зданий и сооружений и их элементов для типового проектирования на период 1986—1990 гг. (разработана ЦНИИЭП учебных зданий, ЛенЗНИИЭП, КиевЗНИИЭП, ТбилЗНИИЭП, ТашЗНИИЭП и др.) вместимость ПТУ 720 учащихся принята для города как наименьшая. Наиболее рекомендуемые вместимости 960, 1440 учащихся, что способствует концентрации средств на совершенствование материально-технической базы и созданию учебных заведений, оснащенных новейшим оборудованием для интенсификации учебного процесса при подготовке квалифицированных рабочих в свете поставленных задач.

 

 

 

При совершенствовании сети строительных училищ необходимо учитывать прогрессивный опыт формирования ПТУ повышенной вместимости, особенно в больших и крупных городах. Таким примером являются построенные кооперированные учебные комплексы строительного профиля в Харькове, Львове с контингентом до 4 тыс. учащихся. В этих комплексах, состоящих из нескольких ПТУ, кооперированы культурно-бытовые и спортивные помещения, спорт ядро и др. Имеются научные и проектные разработки по учебным центрам профтехобразования (ЦНИИЭП учебных зданий, ЛенЗНИИЭП, Ленпроект, КиевЗНИИЭП), предусматривающие высокую степень кооперации учебно-материальной базы для нескольких ПТУ, что применимо для ПТУ строительного профиля, учитывая их распространенность в городах [2, 3, 4].

В целях повышения уровня профессиональной подготовки учащихся по строительным профессиям в профтехучилищах, учебно-курсовых комбинатах, а также для профориентации школьников должно быть предусмотрено широкое внедрение производственного обучения, сочетающегося с выпуском продукции при освоении новой современной техники, соответствующей используемой на производстве. Для решения этих задач Госпрофобром СССР и союзными строительными министерствами принято постановление о создании учебных цехов и полигонов, оснащенных современным оборудованием.

Учебные полигоны относятся к дорогостоящим сооружениям, так как оснащаются новейшими строительными машинами и механизмами. Поэтому создание учебно-производственных полигонов особенно целесообразно при укрупнении и кооперировании профессионально-технических учебных заведений, а также при использования их учебными заведениями других видов — учебно-курсовыми комбинатами, школами, строительными вузами и техникумами.

 

До настоящего времени не проводились научно-исследовательские работы по комплексным полигонам для обучения массовым строительным профессиям. В 1985 г. в Гипропросе (Москва) разработан проект полигона для каменщиков-монтажников, электросварщиков. В состав проекта входят участки для отработки навыков по перечисленным профессиям, проходная с бытовкой и помещением для инструктажа. Построены полигоны крановщиков учебно-курсового комбината в Саратове, Москве. Однако комплексных учебных полигонов с мастерскими для отработки практических навыков по основным строительным профессиям пока нет.

Be the first to comment on "НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*