Литература народов Междуречья находилась под большим
влиянием религии, властвовавшей над сознанием людей того времени. В Междуречье
большинство литературных произведений являлось лишь оформлением религиозных
мифов, легенд. Такие литературные произведения служили целям религиозного
поучения и религиозного объяснения людям явлений природы, мироздания,
происхождения человека и т. д. Большое место в литературе занимал эпос.
Эпические поэмы повествуют о жизни и подвигах героев, богов. Прославление
отваги и мудрости человека, желание добиться вечной жизни для своего народа
лежит в основе эпоса о народном герое Гильгамеше. Из этого эпоса в параграфе
помещен отрывок о потопе.
Миф о мироздании
Они ему (Мардуку) основали величественное святилище, и он
поселился править перед своими отцами.
«Ты почитаем средь великих богов, твой жребий несравнен,
твое слово — Ану. Отныне непреложны твои повеления, возвышать и унизить пусть
будет в твоих руках. Верны твои слова, неложны повеления, никто из богов твои
пределы не преступит… О, Мардук, ты наш мститель, над всем миром мы царство
тебе отдаем. В собрании сядешь — твое слово возвышено, твой меч непобедим, да
истребит он твоих врагов.
О, владыка, спаси тому жизнь, кто верит тебе, а бога,
пред-принявшего злое, истреби его душу».
Они положили меж собою одеяние и сказали Мардуку,
первородному сыну: «Твой жребий, владыка, впереди всех богов. Погибель и
рождение — повели, да свершится! Открой свои уста — да сгинет одежда, опять
прикажи — да появится целым».
Повелел он устами— исчезла одежда, опять повелел он — одежда
возникла. Отцы его боги, лишь увидев действие повеления его уст, возликовали они
и хвалили: «только Мардук — царь!» Они ему вручили скипетр, трон и правление и
дали ему непобедимое оружие для сокрушения врагов.
«Иди, оборви ты Тиамат жизнь, пусть ветер в укрытие унесет
ее кровь». Отцы его, боги, определили ему судьбу Энлиля и в путь удачный и
успешный послали его. Он изготовил свой лук, выбрал оружие, он поднял стрелу,
установил на тетиву; поднял он копье и наставил его вправо, лук и колчан сбоку
он подвесил. Пред собою молнию поставив, он наполнил свое тело пылающим огнем;
он сеть изготовил, чтобы Тиамат запутать, и четырем ветрам он дал ее держать,
чтоб ничто не ускользнуло на юге и севере, востоке и западе. Сбоку он приблизил
сеть, дар отца своего, Ану. Он создал злой ветер, бурю, ураган, Четверо-ветер,
Семероветер, Вихревой ветер, Бесподобный ветер, и выпустил он ветры, которые
создал,— семеро их,— чтобы Тиамат смутить: они следовали за ним. Владыка поднял
Потоп, свое великое оружие, он встал на колесницу, непобедимый, страшный ветер.
Он ее запряг и привесил на боку четыре упряжки: Губитель, Беспощадный,
Затопляющий, Летящий…
«Становись! Я да ты устроим мы сражение!» Когда Тиамат такое
услыхала, она обезумела и потеряла разум. Взревела Тиамат дико и громко, ее
ноги дрожали до самой ступни, она изрекает заклинания — проклятие бросает. А
боги войны оружие точат.
Сошлись Тиамат и мудрейший из богов Мардук. Они двинулись в бой,
для сражения сблизились. Распростер владыка сеть свою и окружил ее; ураган, державшийся
сзади, пустил он вперед. Когда Тиамат раскрыла свою пасть, чтобы его проглотить,
он вогнал туда ветер, и она не могла сомкнуть свои уста; яростный ветер наполнил
ее тело. Ее сердце было схвачено, широко раскрыта пасть. Он выпустил стрелу и пронзил
ее тело; ее одолел он, а ее жизнь погубил. Он бросил труп и наступил на него…
А боги, ее помощники, на ее стороне идущие, содрогнулись, убоялись и назад обратились,
уйти попытались, чтобы жизнь спасти. Но опутаны были и бежать не смогли…
К Тиамат, которую одолел, он вернулся назад, наступил
владыка на ноги Тиамат, своим мечом беспощадным он (ей) череп разбил и ее
кровеносные сосуды разрезал. Северного ветра он заставил унести ее кровь в
тайное место…
Его отцы, увидев такое, возрадовались, возликовали и
принесли ему дары и подношения.
Be the first to comment on "ЛИТЕРАТУРА МЕЖДУРЕЧЬЯ"