ПРИНЦИПЫ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ С ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ФУНКЦИЙ

ПРИНЦИПЫ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ С ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ФУНКЦИЙ

Проблема сохранения памятников архитектуры неотделима от решения вопросов их реставрации и включения в современную жизнь.

Экономические и культурные завоевания советского народа позволили произвести научное и организационное укрепление государственной постановки всего дела охраны памятников материальной культуры.

Памятники архитектуры западных областей УССР, рассматриваемые в статье, составляют весомую часть богатого архитектурного наследия нашей страны. На данной территории расположено более половины историко-архитектурных комплексов, отдельных памятников архитектуры Украины, которые находятся под охраной государства. Старейшие из них сооружены в XII—XIII вв.

 

 

 

В силу исторических событий многочисленные архитектурные памятники региона не дошли до нас в своем первоначальном виде. За многие столетия существования замки, дворцы, жилые дома, монастырские комплексы с разнообразными хозяйственными строениями подвергались периодическим ремонтам, реконструкциям, перестройкам, а также разрушениям.

Выявить первоначальный облик древних сооружений под наслоениями, объективно определить истинно ценное и чуждое, наносное — очень сложная задача, стоящая перед архитекторами-реставраторами. Если историко-архитектурные памятники представляют собой комплекс зданий и сооружений (например замки в Луцке, Золочеве, Подгорцах, Старом Селе, Хотыне, монастыри в Нестерове, Сокале, Под- камене, Олеско и др.), то задача реставрации объектов усложняется. В данном случае важно не только выявить и воссоздать оптимальный историко-архитектурный: облик отдельных объемов, но и раскрыть их ансамблевую взаимосвязь, определить композиционные доминанты.

При разработке положений комплексной реставрации памятников с включением их в современную жизнь целесообразно проводить всестороннее исследование зданий. Оно заключается в изучении литературных источников, архивных материалов, иконографии, детальном обследовании сооружений в натуре, выполнении обмерных чертежей, зарисовок.

Так, реставрационные работы в комплексе замка и монастыря в Олеско проводились с максимальным воссозданием историко-архитектурного облика памятников. Черепичная кровля замка, восстановленная в 1956 г. после пожара, в настоящее время заменена на гонтовую. Создана заново галерея, закрывавшая внутренний дворик, расчищен колодец, который был засыпан в конце XIX в., открыты ряд проемов, воссоздавались росписи интерьеров замка. Экспозиция украинского искусства в помещениях памятника органически вписана в сооружение, дополняет и обогащает его. В монастыре капуцинов — памятнике архитектуры начала XVIII в., расположенном по соседству с замком, интенсивно ведутся реставрационные работы с приспособлением под фонды музея и небольшую гостиницу.

Реставрационные работы в крепости в Хотыне — уникальном памятнике фортификационного искусства — велись длительные годы очень медленно. Когда было конкретно определено размещение краеведческого музея в памятнике, а по соседству— строительство турбазы, восстановление пошло более интенсивно, реставрированы все башни, часть корпусов.

 

 

 

Показательно реставрирован замок в Свирже — памятник архитектуры XV в, который приспособлен под Дом творчества Союза архитекторов (см. рисунок). В основу реставрации и приспособления замка положен принцип максимального воссоздания интерьеров и экстерьеров, а также окружающего ландшафта, традиционного использования помещений и корпусов при современном уровне благоустройства.

В качестве других положительных примеров реставрации и приспособления па-мятников архитектуры для современных целей могут быть приведены: городской арсенал во Львове, используемый под музей оружия, скит в с. Манявя Ивано-Франковской области, приспособленный под краеведческий музей, доминиканский костел во Львове с экспозицией музея атеизма, гимназия в Ровно, где размещается краеведческий музей, замок в Ужгороде, используемый под картинную галерею, замок в Збараже и костел в Любомле, в которых находятся дома пионеров и др.

Замок в с. Свирж Львовской области. Памятник архитектуры XV в.

До недавнего времени ремонтно-реставрационные работы во многих памятниках проводились без конкретного приспособления для целей народного хозяйства. После выполнения реставрации они оставались необитаемыми и старели физически и морально. В первую очередь, к ним относились памятники деревянного зодчества. В настоящее время реставрационная деятельность, относящаяся к памятникам архитектуры рассматриваемого региона, неразрывно связана с приспособлением объектов для современных функций. Более того, по всем памятникам архитектуры, которые ранее реставрированы и не включены в современную жизнь, приняты научно обоснованные решения приспособления под различные учреждения с условием сохранности сооружений.

Реставрация с приспособлением историко-архитектурных памятников для нового функционального назначения в каждом конкретном примере представляет сугубо индивидуальный процесс. Однако в решении данных задач можно наметить ряд общих принципов. К ним относятся:

определение наиболее достоверного архитектурно-художественного и исторического облика памятника или ансамбля;

 

 

 

разработку проектной документации на реставрацию памятников архитектуры; разработка проекта приспособления памятника архитектуры с учетом требований технологии нового функционального назначения;

рекомендации по благоустройству территории, окружающей реставрируемые и приспосабливаемые памятники архитектуры;

определение границ охранной зоны памятника архитектуры; предложение по регулированию современной застройки вокруг памятника архитектуры.

Учет данных факторов преследует цель максимального воссоздания и сохранения оптимального архитектурно-художественного и исторического облика памятника, а также удовлетворения требований нового функционального содержания.

На основе существующих научно-методических разработок, практики реставрации памятников архитектуры с учетом приспособления их для современных целей?

достоверный облик памятников представляется возможным определять по формуле, где О — наиболее достоверный архитектурно-художественный и исторический облик реставрируемого и приспосабливаемого для нового функционального назначения памятника архитектуры; П — первоначальный облик памятника архитектуры, получаемый в результате историко-архитектурного анализа; О — органические наслоения, которые дополнили памятник архитектуры в процессе его эксплуатации; Ч — чуждые наслоения, разрушающие архитектурно-художественную целостность памятника архитектуры; Н — нейтральные наслоения, которые не влияют на облик памятника, но противоречат новому функциональному содержанию; Д — дополнения, связанные с приспособлением памятника для нового функционального назначения (конструктивно-планировочные, инженерные, благоустройство территории).

Реставрация с приспособлением памятников архитектуры по предложенной формуле состоит из трех основных этапов:

историко-архитектурный анализ с определением возможностей размещения того или иного учреждения в памятнике;

реставрация памятника архитектуры; приспособление памятника архитектуры.

 

 

 

Данная работа носит комплексный и неразделимый характер. При этом проект приспособления учитывает архитектурно-планировочные изменения, инженерные коммуникации, реконструкции зданий с условием максимального сохранения интерьеров и облика памятников архитектуры. И если нововведения, дополнения в приспосабливаемых объектах не противоречат архитектурно-художественной целостности сооружения, содействуют раскрытию их сущности как памятников архитектуры, то реставрация с приспособлением отвечает оптимальным условиям их физической сохранности и популяризации.

Характер современного использования памятников создает существенные трудности в организации и комплексном ведении ремонтно-реставрационных работ. При широте и многообразии диапазона приспособления и использования памятников в народном хозяйстве наиболее проблематично осуществлять сохранность объектов, которые одновременно используются несколькими организациями. Подобное встречается при использовании монастырей Львова, Золочева, Самбора, Перемышлян, городка, замков Луцка, Бродов, Нестерова и др. Передача памятников архитектуры в пользование одновременно нескольким различным организациям связана с конструктивно-планировочными изменениями зданий в процессе их приспособления для разнообразных функций и несогласованностью действий арендаторов в проведении ремонтно-реставрационных работ.

Качественно важным является тот факт, что вся научно-исследовательская, проектная и производственная деятельность по реставрации объектов в западных областях УССР сосредоточена в одном учреждении — Львовской межобластной научно-реставрационной и производственной мастерской.

Успех реставрации с приспособлением памятников для современных целей зависит от слаженной, коллективной работы широкого круга специалистов — архитекторов, реставраторов, историков, художников, искусствоведов.

 

Д. И. Антонюк, архит.

Be the first to comment on "ПРИНЦИПЫ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ С ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ФУНКЦИЙ"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*