На главную

Убийца авианосцев

В конце 50-х годов, сложилась критическая ситуация. СССР, не мог противостоять деятельности американского флота. В США, на вооружении уже стояли лодки с ядерными боеприпасам на борту. Зоны их действия прикрывали сверху мощные флотские группировки, состоящие из авианосцев и кораблей прикрытия. И в СССР, не было средств борьбы с ни с теми, ни с другими. Военные пришли к выводу, что одним из вариантов борьбы с авианосцами, может стать комплекс из самолета и ударной ракеты, с невиданными по тем временам параметрам: высота 30 км, дальность поражения цели 600 км, крейсерская скорость порядка 3М (3000 км/час). ПВО противника, тех времен поражали цели на высотах до 25 км, и со скоростями 2500 км/час. Результат разработки, должен был иметь взлетную массу не более 100 тон.


Правительство СССР объявило конкурс между авиационными КБ конкурс на разработку такого комплекса. В нем приняли участие ОКБ Туполева, Мясищева и Сухого. Вопреки ожиданиям, результатом работы патриарха дальней авиации Туполева, стала машина, которая просто не вписывалась в условия технического задания.


Победителем в конкурсе стала будущая легенда авиации: Т-4, или Су-100 или "Сотка". Последняя машина этой модели стоит на площадке авиационного музея в подмосковном Монино. Почему она не пошла в серийное производство, это отдельная история, полная интриг и достойная пера писателя авантюрных романов. В этой машине, практически все было впервые. Достаточно заметить, что на стадии проектирования было запатентовано 600 изобретений. Те, как мы теперь говорим, инновации, получили развитие в дальнейшем. Так двигатель РД 36-41, разработка ОКБ36, г. Рыбинск, стал основой для силовых установок, применявшихся на первом сверхзвуковом пассажирском самолете Ту-144, высотном разведчике М-17, космическом истребителе "Спираль". Каждая из перечисленных машин легендарна по своему.


Основное вооружение "Сотки" ракета Х-33, высота 30 км, скорость 6-7 скоростей звука. Она самостоятельно наводилась на цель и уничтожала ее, ни одна система ПВО, того времени не могла ей противостоять. Впервые, в системе управления ракетой применялась бортовая вычислительная машина. 


Дерзким и правильным решением было использование схемы изменяемого угла пилотской кабины. При полете на скорости 3000 км/час, кабина создавала громадное сопротивление набегающему потоку воздуха. Поэтому разработчики внесли предложение о двух положениях кабины. То есть при взлете и посадке кабина была в одном положении, при выходе на рабочие летные режимы положение кабины изменялось для обеспечения максимальной обтекаемости. Это решение можно видеть на лайнере Ту-144 и европейском "Конкорде".


Сложно понять, счастье это или нет, но этот уникальный самолет не встал на вооружение, тому не счесть причин, но наверняка, многие из инженерных решений опробованные на нем, нашли применение на современных самолетах.

А пока, можно немного поиграть в компьютерные игры про войну. К примеру в какие-то моды для world of tanks - которые подарят неповторимые моменты войны и разрушения.