Усадьбы северных губерний. История ландшафтного искусства.

Усадьбы северных губерний. История ландшафтного искусства.Усадьбы северных губерний. История ландшафтного искусства.Усадьбы северных губерний
Громадное большинство русских усадеб по приемам постройки и разбивки ближе всего к московскому зодчеству. Только усадьбы, лежащие к северу от Волги, связаны до известной степени с Петербургом. Почти все они разделяются на два типа. Один, более старый, сохранился главным образом в усадьбах, расположенных на пригорках. Перед главным фасадом дома устраивалась площадка с цветником, и от нее к круглому или овальному пруду спускались террасы. Вид заканчивался лугами, причем на оси перспективы обычно оказывалась сельская церковь.
Одно из наилучше сохранившихся устройств этого типа имеется около станции Кемцы Новгородской губернии. Там по обе стороны вырезного пруда, соединенного с речкой, посажено по большому дереву а вид заканчивается церковью, расположенной на другом берегу, за большим заливным лугом.
Другой тип, встречающийся чаще всего на плоских местах, состоит из извитых прудов и разросшихся липовых рощ. Последние обыкновенно прорезаны просеками так, что открывается вид на церковь далекого села. В Псковской губернии существовала еще недавно усадьба, где и за садом была сделана просека через несколько березовых рощ. Таким образом получалась связь сада с окрестностями, а некоторые участки в рощах и лугах были красивее самого сада.
Бывают усадьбы с грандиозными дворцами и прямыми аллеями, ведущими к колонным портикам, и, наоборот, встречаются самые скромные, почти неустроенные сады. Иногда они состоят из запруженной речки с островом Любви и нескольких березовых аллей, иногда единственным украшением является обрыв к реке и вид на луга или лесные дали.
Наконец, бывают и самые скромные садики, и, что интересно, они существовали в XVIII в., как видно на рисунке Кваренги, находящемся в Музее старого Петербурга.
Конечно, все эти разбивки были весьма и весьма дилетантскими. Далеко не все частности согласовались. Даже архитектурная разбивка, по крайней мере около дома, встречалась нередко, так как ее легче придумать.
В некоторых садах дом и скат холма перед ним оказывались как бы вне связи с садом, расположенным внизу около прудов, образуемых извилистой речкой. Почти всегда на одном из островов ставился павильон Амура или храм Любви. Поэтому на местах уничтоженных усадеб, среди гладкого поля, можно видеть круглые пруды с такими же островами.
Самой замечательной из северных усадеб, несомненно, является Грузино, имение временщика Аракчеева в Новгородской губернии. Сад сильно запущен и разорен во время последних волнений. Исчез целый ряд украшений, и о былой красоте можно мечтать как угодно. Впрочем, сам дворец и церковь, построенные Демерцовым, довольно скучны, а стасовские колокольня и башни у пристани — довольно тяжелые, нелогичные произведения ложноклассицизма, рассчитанные на эффект тяжелых масс. Лучше всего портик со статуей святого Андрея, работы Мартоса, но он является подражанием портику Трех Граций в Павловске.
По указанию К. Случевского (1848) пруды обложены гранитом, и уже это указывает на своеобразное понимание пейзажного зодчества. Дорожки были тщательно выровнены. Главными украшениями сада были извилистый пруд с разбросанными островками, на одном из которых находился храм Амура.
Другим украшением является терраса с видом на пруды и на спускающиеся зеленые террасы. Теперь все это заросло, но нужно думать, что при Аракчееве ни один из заливов пруда не пропадал для эффектного вида.
Вблизи террасы стояла бронзовая статуя Дианы, а под террасой помещался грот с вазами вроде этрусских. Еще цела ажурная чугунная беседка, сделанная по рисунку Семенова. Существует и другая беседка подобного типа, рядом с пристанью. Последняя является, в сущности, пьедесталом для трех орлов, поддерживающих обруч, в который, вероятно, вставлялись жаровни для горения смолы во время иллюминации. Первая беседка, в парке, прямоугольна и украшена отличной вазой.
Кроме того, сохранилась площадка, окруженная развалинами архитектурных декораций, но они так испорчены, что нельзя догадаться об их прежнем виде, и не сохранилось никаких рассказов о них.
В парке, кроме беседок, был целый ряд монументов: бюсты Александра I и Павла I, памятник родителям, ваза с надписью: «В память посещения в Грузине родительницы в 1800 г. Е. А.», ваза в память Настасьи Минкиной — любовницы графа, чугунные статуи собак с надписями: «Верному Жучку» и «Милой Дианке».
Рядом с этими личными воспоминаниями была башня в память князя Меншикова, от которой начиналась наклонная плоскость, ведшая к другому храму и служившая для катания. Скат был перекрыт трельяжем, обвитым зеленью. Наконец, в саду находился чугунный бюст с надписью: «В память ста двадцатипятилетнему старику Исаку Константинову, коим в молодости сажены деревья, родился в 1681 году, умер в 1806 году». В парке были и строения: «Летний домик» и на острове — павильон с надписью: «Посвящается воспитавшему меня».
Судя по сохранившимся пьедесталам, было немало статуй, в том числе бронзовые «Надежда» и «Вера».
Кроме парка, замечательно расположение соборной площади с собором, колокольней и портиком Св. Андрея, пристань с двумя башнями Стасова, беседками Семенова и львами на хороших постаментах. Аракчеев сумел выбрать для украшения своего жилища если не самых первых, то все-таки лучших зодчих и ваятелей, но, судя по постройкам, у Аракчеева не было настоящей любви к красоте. Не мудрено поэтому, что Грузино, не раз описанное современниками, не стало поэтичным.
Поместья Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерний не отличались особенным блеском своих садов, равно как и поместья Новгородской, Тверской и Псковской губерний. На акварели, изображающей Марьино, Новгородской губернии, видно, что сад был невелик.
В Тверской губернии есть замечательное поместье Рай-Семеновское, где почетный двор охвачен круглой колоннадой. На этот двор в праздничные дни собирали крестьян для пения хоровых песен.
Около Вологды сохранилось несколько интересных поместий, например Покровское с липовыми аллеями и гротом, Погорелово с большими прудами, а на берегу Кубенского озера — Никольское, где в парке имеются гроты и на пруду расположен храм Амура.
В самой Финляндии, недалеко от Выборга, лежит поэтичное Монрепо баронов Николаи. Раскинутое на гранитных скалах, на берегу озер, оно по самим условиям места как бы предназначено быть пейзажным парком. Однако значительная пересеченность местности сильно стесняла работу зодчего, да, может быть, владельцы не столько стремились к созданию красоты парка, как к наполнению последнего монументами. В парке имеется несколько поэтичных уголков, храмиков, обелисков и т. п.
 
С вышеупомянутым местом связано много интересных историй. Одна из таких расскажет про то, как были похищены золотые подвески с бриллиантами, заоблачной стоимости. Кстати, о подвесках можно почитать на тематическом сайте.

Be the first to comment on "Усадьбы северных губерний. История ландшафтного искусства."

Leave a comment

Your email address will not be published.


*