ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИСоциальная дифференциация в древней Индии привела к делению
свободного населения на четыре замкнутые группы (сословия) — варны: брахманы,
кшатрии, вайшьи, шудры. Часто их называют португальским термином «каста»,
который больше подходит к индийскому термину «джати» — так называли в древней
Индии более дробные поздние многочисленные, замкнутые группы — касты
(окончательно оформились в раннее средневековье), объединявшие людей узких
профессий.

 

Проблема — соотношения между варнами и кастами и их
взаимодействия мало исследована. Варны — результат общественного неравенства.
Они различаются в правах и обязанностях по отношению к государству. Касты
появились на основе разделения труда и различались по занимаемому ими месту в
экономической жизни общества. Касты сложились в условиях существовавшего
общественного неравенства, т. е. в условиях существования системы варн, поэтому
их общественное положение тоже было различным.

 

В Индии имелись люди, не входившие ни в одну вариу,— это
«неприкасаемые». Деление на варны не совпадало с классовым делением. В рабство
могли попасть лица из любой варны. Положение раба зависело от его принадлежности
к варне.

 

Законы Ману

 

«Законы Ману» написаны на санскритском языке. Их составление
приписывается Ману, считавшемуся, по брахманской традиции, прародителем людей и
всего живого на земле. В действительности они созданы одной из брахманских
научных школ. Составлялся этот сборник законов в течение нескольких веков.
«Законы Ману» не представляют собой кодекса юридических законов. Они являются
сборником предписаний (иногда противоречивых) благочестивому человеку в
исполнении им своей дхармы — общественного, религиозного и морального долга.
Статьи из «Законов Ману», приведенные ниже, подобраны тематически.

 

Вайшьи

 

Вайшьи-общинники владели землей, торговцы — движимым
имуществом. Они платили налоги: крестьяне — до Чв части урожая, скотоводы — Чь
часть приплода, торговцы — \’/з часть доходов и пошлины. Воинскую повинность они
не несли.

 

Рабство

 

Источником рабства в Индии являлись войны, долговая кабала,
продажа себя в рабство и наказание за преступления. Рабов продавали, дарили,
передавали в наследство. Рабство носило патриархальный характер. В рабство попадали
как представители местного населения, так и пришлого (арии). Но правовое
положение рабов-ариев было особое: они находились в рабстве до тех, пор, пока
не отрабатывали свою стоимость (военнопленные) или не отрабатывали долг
(должники); им легче было выкупиться, ,3а продажу несовершенно1-летнего ария в
рабство полагался штраф. Положение раба-должника зависело от его принадлежности
к варне.

Be the first to comment on "ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*